Революция 1905 года. Тактика "левого блока" Борьба за установление революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, за создание прочного союза рабочего класса и крестьянства — социальной основы такой диктатуры — требовала определения тактики пролетарской партии по отношению к партиям мелкой буржуазии. Такая проблема не возникала перед меньшевиками. Под флагом борьбы против смешивания задач демократической и социалистической революций они отрицали необходимость союза рабочего класса и крестьянства и сектантски отгораживали пролетариат от партий мелкой буржуазии. Выступая ультра-«революционерами», а фактически ультра-сектантами по отношению к революционной мелкой буржуазии и ее партиям, меньшевики в то же время выдвигали по коренным вопросам революции такие тактические лозунги, которые затушевывали принципиальное различие между либерально-монархическим и революционно-демократическим лагерями, и скатывались на позиции либеральной буржуазии. Отчетливее всего эта тактика саморазоблачилась в связи с лозунгом Учредительного собрания, воспринятым к тому времени всей либеральной буржуазией. Резолюция меньшевистской конференции обошла главный вопрос — будет ли это собрание обладать реальной силой учреждать, явится ли будущее Временное революционное правительство органом вооруженного восстания или станет результатом сговора с царизмом. Тактической расплывчатости, оппортунизму и политическому хвостизму меньшевиков Ленин противопоставил единственно революционную тактику, обеспечивающую сплочение всех революционных политических сил в единый лагерь революции, тактику «левого блока». Тактика «левого блока» преследовала цель создания союза рабочего класса и крестьянства. Основой этой тактики Ленин считал реальное единство в борьбе при неослабевающей критике со стороны пролетарской партии каждого «нетвердого» шага революционной демократии1. «Мы намерены руководить (на случай успешного хода великой русской революции) не только пролетариатом, сорганизованным с.-д. партиен), но и этой мелкой буржуазией, способной идти рядом с нами»,— писал вождь партии2. Это руководство и реальное единство действий в борьбе обеспечивались выдвижением революционных общенациональных политических лозунгов, которые поднимали бы «до уровня пролетариата революционную и республиканскую буржуазию» *.
Такими лозунгами, развязывающими революционную энергию народа, были введение явочным путем 8-часового рабочего дня для рабочих и организация крестьянских комитетов в деревне как органов крестьянского восстания. Главным тактическим средством для обеспечения полной победы революции съезд считал вооруженное восстание. В отличие от меньшевиков, придававших этому лозунгу агитационное значение и отказывавшихся от непосредственной военно-технической подготовки восстания, большевики выдвигали этот лозунг как лозунг непосредственного действия, как призыв к начавшейся уже всенародной гражданской войне против царского самодержавия. Активная военно-техническая подготовка вооруженного восстания входила в число главных задач «левого блока». Непосредственное участие революционных партий в вооруженной борьбе было необходимой проверкой действием их политических программ и подготавливало их участие в будущем Временном революционном правительстве. Впоследствии развитие революции доказало жизненность большевистской тактики.
Ленинская тактическая линия в революции была триумфом творческого марксизма над марксизмом догматическим. Благодаря этой тактике большевики успешно осуществляли политическое руководство пролетариатом в революции.
И если буржуазная революция в России была пролетарекой по формам борьбы, приобрела, по выражению Ленина, «пролетарский отпечаток», то огромную роль в этом сыграл субъективный фактор — партия, деятельность которой была подлинным «маяком» для народных масс. | |
Просмотров: 793 | |