Роспуск II Думы

Роспуск II Думы

Внесение трудовиками перед окончанием аграрных прений формулы с требованием принудительного отчуждения показало, что тактика «береже-Кйя» Думы стала чисто кадетской. Газеты «Россия» и «Новое время» начали доказывать, что расчеты на «посредничество» кадетского центра не оправдались и поэтому соглашение с кадетами бесполезно.

 

В. И. Ленин подчеркивал, что объективные противоречия русской революции «оказались настолько глубоки, что кадетского мостика через пропасть перебросить оказалось невозможно» Это предрешило судьбу Думы. Но распустить ее во время обсуждения аграрного вопроса царизму было невыгодно. Поэтому в качестве предлога и оправдания роспуска правительство использовало сфабрикованную охранкой фальшивку о «военном заговоре» социал-демократической фракции против государственного строя.

 

 

1 июня Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности. Ф. А. Головин не допустил прений по существу вопроса, и требование правительства было передано в специальную комиссию, которая должна была сделать доклад Думе через 24 часа.

 

На заседании Государственной думы 2 июня, когда стало ясно, что она доживает последние часы, представители левых фракций один за другим вносили предложения прекратить прения о местном суде и демонстративно отвергнуть бюджет и аграрное законодательство по статье 87-й. Но кадеты, ссылаясь на думский наказ, воспротивились принятию этого предложения как «решительно антиконституционного». Предложение о прекращении прений о местном суде голосами кадетов и правых было отклонено. Как впоследствии с удовлетворением вспоминал Головин, «Дума стойко выдержала натиск левых и до последней минуты осталась в строгих рамках закона». И это при обстоятельствах, когда, по признанию того же Головина, во всей этой грязной истории «был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина и К0 против народного представительства и основных государственных законов» Тем временем в комиссии был обнаружен подлог, учиненный судебным следователем. Правительство обещало представить членам комиссии разоблачающие документы в виде политических резолюций, принятых на солдатских сходках с участием депутатов Думы социал-демократов. Но вместо этого был предъявлен листок почтовой бумаги с написанными на нем тремя тезисами без всяких указаний, кем, когда и для чего эти тезисы написаны. Кадеты не решились сразу признать факт полицейской провокации и заявили о необходимости «рельефно изложить политическую точку зрения комиссии и факты в их последовательности» На заседании Думы председатель комиссии кадет А. А. Кизеветтер доложил, что она работ своих к вечернему заседанию не закончит, и просил отложить заслушивание ее доклада до понедельника 4 июня. Разумеется, Столыпин не мог допустить ни одного дня отсрочки, так как вынесение доклада комиссии на думскую трибуну грозило разоблачением полицейской фальшивки.

 

3 июня был опубликован царский манифест о роспуске Думы и изменении Положения о выборах. Третьеиюньский переворот означал поражение революции и торжество реакции.

 

Категория: История | Добавил: fantast (25.10.2018)
Просмотров: 466 | Рейтинг: 0.0/0