Обсуждение аграрного вопроса в I Думе Главной осью, вокруг которой вращалась вся деятельность 1 Думы, стал аграрный вопрос. 8 мая в Думу был внесен аграрный законопроект кадетской партии за подписью 42 депутатов, а 19 мая — «проект основных положений аграрной реформы» трудовой группы за подписью 104 депутатов. Сущность аграрной реформы, согласно обоим проектам, заключалась в образовании «государственного земельного запаеа» (записка 42-х) или «общенародного земельного фонда» (записка 104-х) для обеспечения безземельного и малоземельного населения путем отвода им не в собственность, а в пользование участков в пределах трудовой или потребительской нормы. В состав земельного фонда обоими проектами включались казенные, удельные, монастырские и частновладельческие земли. Но по проекту трудовой группы, последовательно проводившей принцип трудового землепользования, в этот фонд должны быть отчуждены все частновладельческие земли, превышавшие трудовую норму. Кроме того, трудовая группа считала необходимым постепенно перевести в общенародную собственность и те участки, которые пока оставлялись ею в частных руках, а также надельные крестьянские земли. Таким образом, трудовики отстаивали в конечном счете национализацию всей земли с введением уравнительно-трудового землепользования. Кадетская партия «руководящим началом земельной политики» тоже провозгласила «передачу земли в руки трудящихся», но эго не помешало ей допустить сохранение за помещиками крупных имений (высший их размер устанавливался законом), которые местными земельными учреждениями будут признаны имеющими общеполезное значение. При этом к таким хозяйствам кадеты склонны были отнести не только образцовые, но и дающие большую урожайность по сравнению с соседними крестьянскими землями, а также хозяйства, где местное или пришлое сельское население находило немалый заработок.
Проекты коренным образом отличались и в вопросе о вознаграждении владельцев за отчуждаемые угодья. Кадетский проект обеспечивал частным владельцам «справедливую» оценку отчуждаемой земли «сообразно с нормальной для данной местности доходностью при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой». Трудовая группа откладывала решение вопроса о размерах вознаграждения до того момента, когда «аграрная реформа будет обсуждена народом на местах», и допускала возможность безвозмездного отчуждения. Заведование общенародным фондом трудовая группа предлагала возложить на местные самоуправления, избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием.
Несмотря на утопичность «трудового» землепользования при сохранении товарно-капиталистического производства, проект трудовиков верно выражал крестьянские интересы и надежды: его реализация означала бы уничтожение главного источника крепостнической кабалы в деревне — помещичьих латифундий — и свободное развитие крестьянских хозяйств фермерского типа. Кадетский законопроект и проект трудовиков выражали собой два различных классовых, но объективно возможных пути разрешения аграрного вопроса — прусский и американский.
Выступивший во время обсуждения в Думе записки 42-х кадет Е. Н. Щепкин признался, что кадеты ограничиваются полумерами, поправками, укладывающимися в действующие правовые нормы, что проект 42-х — «это в общих чертах повторение реформы 1861 г.» 1
Но, пытаясь «принудить крестьян принять „второе освобождение“, т. е. втридорога получить „песочки“* 1 2, кадеты не учли, что с того времени классовый антагонизм в деревне стал неизмеримо глубже, а крестьянство стало гораздо сознательнее. Аграрные прения обнаружили непримиримое расхождение между кадетами и трудовиками. Трудовик Ф. М. Онипко (Ставропольская губ.) предупредил кадетов, чтобы они не пробовали утихомирить крестьян крохоборческими мерами. Миллионы голосов трудового крестьянства, заявил он, «сливаются в одном могучем возгласе: „всю землю, всю волю всему народу“, и в этом священном требовании крестьянин не допустит пи малейшей урезки» 3.
26 мая трудовая группа внесла предложение о немедленном избрании комиссии для выработки законопроекта об организации на демократических началах местных комитетов, задачей которых будет подготовить все необходимые практические данные для проведения будущей земельной реформы. Участие в разрешении земельного вопроса организованных народных сил совершенно не устраивало кадетов; поэтому они решительно отвергли предложение трудовиков. Масла в огонь подлил третий проект земельного закона, внесенный в Думу 6 июня за подписью 33 депутатов, принадлежавших большей частью к трудовой группе. Этот проект предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Кадеты добились отклонения проекта 33-х без обсуждения на том основании, что он выходит «из пределов реальной земельной политики» и предлагает «глубокий социальный переворот».
| |
Просмотров: 1650 | |