Усиление революционной борьбы масс в 1905 году Деятельность первой Думы протекала а обстановке нарастания революционной борьбы. Предвидение Ленина, большевиков сбылось: начался весенне-летний подъем революционной волны. Если в марте, по неполным подсчетам, была 51 тыс. стачечников, то в апреле — в 4,5 раза больше. Дружно, с большим подъемом прошло празднование 1 Мая: как и в 1905 г., рабочие отметили свой праздник стачками, демонстрациями, собраниями и митингами.
Стачечная борьба неуклонно усиливалась. Только по предприятиям, подчиненным фабричной инспекции, в апреле — июне 1906 г. насчитывалось свыше 479 тыс. стачечников — примерно вдвое больше, чем в первой четверти года. Фактически же число стачечников было значительно больше. Официальная статистика не учитывала забастовки строительных рабочих, горнозаводских рабочих Донбасса, резко усилившиеся со второй половины мая, не учла крупную продолжительную забастовку моряков торгового флота в Одессе, а также многие другие.
Значительный размах получило движение безработных, которое было составной частью общепролетарской борьбы. В Петербурге, Москве, Костроме, Твери, Тифлисе, Ревеле, Баку, Таганроге и в ряде других городов возникли Советы безработных. В эти демократические органы входили также представители революционных партий, профессиональных союзов и нередко делегаты от рабочих крупнейших предприятий города. Советы добивались от буржуазии в лице городских дум и управ выделения средств для создания бесплатных столовых, ночлежных домов, а главное — организации общественных работ для безработных. «Работу для безработных!» — таков был лозунг этого движения. договорились о совместном отпоре царскому правительству, которое выработало закон о профессиональных союзах, ставив ший их под опеку полиции. 4 марта закон, легализовавший профессиональные союзы и поставивший их в жесткие рамки, был опубликован. Там, где представлялись хотя бы малейшие возможности, профсоюзы существовали по-прежнему явочным порядком; в большинстве же случаев они использовали закон, превращая ого, по рекомендации конференции, «из орудия закабаления рабочего класса в исходный пункт новой, еще более упорной борьбы...» *. В течение 1906 г. возникло также много новых профсоюзов. К началу 1907 г. насчитывалось 652 профсоюза с общим числом 245 тыс. членов.
Российская социал-демократическая рабочая партия широко использовала новую полосу дней относительных свобод в период выборов и деятельности I Государственной думы для развития печатной пропаганды. Возобновили свою деятельность издательства марксистской литературы, появились ежедневные легальные газеты, в которых сотрудничали большевики. Несмотря на преследование, конфискацию, закрытие, эти газеты продолжали издаваться под разными названиями: «Волна»,
«Вперед», «Русский набат», «Северная земля» — в Петербурге; «Светоч», «Свободное слово»—в Москве; «Работник» — в Киеве; «Пчела»—в Пскове; «Коч-Девет» («Призыв»)—в Баку; «Гантиади» («Рассвет»), «Кайц» («Искра»), «Элва» («Молния») — в Тифлисе. Развивалась также печать профсоюзов рабочих. В то же время издавались нелегальные большевистские газеты. Большими тиражами распространялись листовки. Темами печатной пропаганды были разоблачение правительственной политики, соглашательского, предательского поведения кадетов, выяснение сущности конфликтов в Думе, между Думой и царизмом, текущие задачи и перспективы революции. Широкое распространение получила также свободная печать эсеров и трудовиков.
На подъеме было и крестьянское движение, приближаясь по своей силе к осеннему подъему 1905 г. Вновь принял массовый характер захват помещичьих земель, но наибольшее распространение получили сельскохозяйственные забастовки (особенно на Украине и в Польше). В ряде районов проходили восстания, в ходе которых поджигались и подвергались разгрому помещичьи усадьбы. Революционные действия крестьянства свидетельствовали о том, что крестьяне по существу требовали не аграрной реформы, а творили аграрную революцию.
В армии и на флоте росли революционные настроения; вспыхивали волнения и стихийные восстания солдат и матросов. В Тифлисе солдаты двух рот 16-го гренадерского Мингрельского полка 26 марта пустили в ход оружие, потребовав освобождения арестованных участников митинга. На донесении командира полка Николай II написал: «Нехороший признак». Подобные выступления учащались. В Ташкенте на помощь тысячной толпе рабочих, препятствовавшей отправке вагона с 18 осужденными за «бунт» солдатами, 3 июля двинулись из лагеря Закаспийский и Туркестанский саперные батальоны, но верные правительству части успели захватить вокзал и преградить им путь ружейным и пулеметным огнем.
Характерно, что в июне волнения произошли даже в гвардейских полках: в Семеновском, который еще полгода назад подавлял вооруженное восстание в Москве, и Преображенском, охранявшем самого царя.
Профессиональные союзы рабочих, устоявшие под ударами контрреволюции, постепенно организационно укрепились, расширили свою деятельность, выступая руководителями не только профессиональной, но и политической борьбы рабочих. Усиливалось объединительное движение среди союзов различных производств. Еще в 1905 г. начали возникать межсоюзные городские объединения и была созвана первая конференция представителей профессиональных союзов различных городов. В конце февраля 1906 г. нелегально в Петербурге состоялась 2-я всероссийская конференция профессиональных союзов. В ее работе участвовали делегаты от профессиональных союзов Петербурга, Москвы, Варшавы, Киева, Харькова, Одессы, Лодзи, Вильно, Нижнего Новгорода, Николаева, а также представители центральных комитетов: РСДРП, Бунда, партии социалистов-рево-люционеров, Польской социалистической партии. Делегаты | |
Просмотров: 550 | |