Ленская стачка и третьеиюньская монархия Спустя год после описанных двух кризисов вызванная Ленским расстрелом могучая волна революционного рабочего движения нанесла огромной силы удар всему зданию третьеиюньской монархии и подвела итог пятилетней деятельности III Думы. То, чего так боялись реакция и веховская контрреволюция, то, чем они пугали друг друга, наступило. «Ленский расстрел,— писал Ленин,— явился поводом к переходу революционного настроения масс в революционный подъем масс»2. Провалились как расчеты Столыпина на длительное «успокоение», так и надежды либералов на победу ликвидаторства в рабочем движении. Истинные размеры и последствия понесенного помещичье-буржуазной контрреволюцией поражения лучше всего подтверждались теми выводами, которые были сделаны идейными вождями ее правого и левого флангов.
«Возможность таких событий после пятилетнего существования III Думы,—уныло констатировала «Речь»,—служит лучшим показателем итогов ее работ»3. В статье «Самозванная власть» нововременец М. О. Меньшиков не мог скрыть своего ужаса, вызванного первомайской демонстрацией 1912 г. в Петербурге. Несмотря на заранее принятые меры, «по чьей-то невидимой команде сотни тысяч рабочих прекратили работу и вышли на улицу». «Именно дисциплинированность,— подчеркивал Меньшиков,— отличает политическое движение от полицейского беспорядка. Очевидно, рабочий пролетариат Петербурга... имеет над собой им признанную какую-то тайную власть, более влиятельную, чем официальное правительство» '. То же констатировал и орган П. Б. Струве: «Вернулось дооктябрьское (1905 г.— Ред.) отношение к власти».
Для вождей либерализма стало ясно, что течение политической жизни России будет определяться силами, развязанными ленской стачкой. «Надежды на органическое развитие становятся все слабее»,— писал в «Русской мысли» С. Н. Булгаков3. Особенно тревожило кадетов явное банкротство ликвидаторов. Веховец А. С. Изгоев на коренной для либерализма вопрос, каково же ближайшее будущее ликвидаторства, кто победит — большевики или ликвидаторы, дал следующий ответ: «Если напору реакции не будет положен предел, если конституционных сил России окажется недостаточно для мирного государственного преобразования, то большевизм, несомненно, будет победителем и загонит ликвидаторов в задний угол». | |
Просмотров: 471 | |