Указ 9 ноября 1906 года и аграрная политика Аграрное законодательство Столыпина было второй после создания Государственной думы крупнейшей акцией царизма, вызванной революцией. Начало было положено указом 9 ноября 1906 г., введенным в действие в период между I и II Думами по 87-й статье «Основных законов». Указ носил очень скромное название, как будто речь шла о малозначительных поправках к существующему закону: «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Его сущность раскрывается в 1-й статье, устанавливающей, что каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, имеет право требовать укрепления в его личную собственность причитающейся ему части земли. Расчет был сделан на то, что более зажиточная часть крестьян, стесняемая общинными порядками в своих хозяйственных начинаниях, первая потребует выдела из общины. Чтобы увеличить число сторонников выделения, указ устанавливал, что домохозяева, имевшие земли больше нормы душевого наделения («мертвые души»), могли укрепить за собой эти излишки. Плата за излишки предусматривалась не по существующим земельным ценам, а по выкупной цене 1861 г., т. е. значительно более низкой, но и эта плата взималась лишь там, где за последние 24 года имели место переделы. В остальных общинах излишки укреплялись безвозмездно. Так силой тяги зажиточной верхушки изнутри, дополняемой силой административного давления извне, предполагалось взорвать крестьянскую общину.
Выделенная земля признавалась уже не семейным владением, как прежде, а личной собственностью домохозяина, который мог распорядиться ею по собственному усмотрению. Таким образом, объявлялась свобода мобилизации надельной земли, правда, сильно ограниченная тем, что продавать землю можно было лишь лицам, приписанным к сельскому обществу, закладывать только в Крестьянском банке, а завещать по обычному праву, т. е. ближайшим наследникам. Перед кулачеством открывалась соблазнительная возможность увеличить земельные владения путем скупки наделов бедноты. Указ поощрял отвод укрепленной земли к одному месту для образования отрубного или хуторского хозяйства.
Начатую указом 9 ноября политику заигрывания царизма с кулачеством Ленин назвал «аграрным бонапартизмом», который был составной частью общей бонапартистской политики монархии.!-Царское правительстве» сделало ставку на «сильного хозяина», «крепкого мужика». Эта новая политика стала возможной потому, что в деревню к началу XX в. сравнительно глубоко проникли капиталистические отношения. Ленин писал, что аграрный бонапартизм Столыпина не мог бы даже родиться, «если бы внутри общины не складывалось постоянно элементов, с которыми самодержавие могло начать заигрывать, которым оно могло сказать: „обогащайтесь!11, „грабь общину, но поддержи меня!*1» 1
Но этот слой был еще недостаточен в качестве надежной опоры против бедноты. Более того, его интересы еще не настолько обособились от интересов всей крестьянской массы, чтобы можно было оторвать его от общекрестьянской борьбы против помещичьего землевладения. Поэтому для разрушения старых земельных порядков требовалось насилие. И правительство без колебаний встало на этот путь.
Ломка архаического общинного землепользования была экономически прогрессивной, но она производилась в явно реакционных целях — в целях сохранения землевладения помещиков, их доходов, их политической власти. Это была реакционная попытка разрешить крестьянский вопрос за счет самих крестьян, ценой разорения, пауперизации миллионов в интересах горстки деревенских богатеев, а в конечном счете — в интересах помещиков и царизма.
| |
Просмотров: 677 | |