Пролетариат и демократические слои города. 1912-1913 гг. Революционные рабочие не оставляли без внимания полупролетарские слои города: торговых, конторских и железнодорожных служащих, официантов, ремесленников, мелкое чиновничество. Прочно закрепились большевики среди приказчиков. Из специального отдела «Правды» в сентябре 1912 г. вырос боевой профессиональный журнал «Вестник приказчика». Журнал был создан группой петербургских большевиков (М. А. Сейфером, Я. И. Буровым, Д. В. Антошкиным); составивших нелегальный партийный центр по работе среди приказчиков; он стал центром притяжения и для большинства провинциальных профсоюзов приказчиков. Журнал немало способствовал подготовке IV Всероссийского съезда торгово-промышленных служащих, состоявшегося в Москве 29 июня — 3 июля
1913 г. Большевики задавали тон на съезде и, блокировавшись с меньшевиками и эсерами, повели за собой колеблющиеся элементы. Кадеты признали, что «утратили сочувствие приказчиков» От них отшатнулись и наиболее сознательные круги низшего чиновничества, среди которых работала социал-демократическая группа во главе с большевиком А. М. Любовичем. Эта группа направляла журнал «Спутник чиновника» и была связана с весны 1913 г. с рабочими депутатами и Лениным. Большевики связались и с органом железнодорожных служащих — московской газетой «Семафор».
Большевистская партия работала и среди демократической интеллигенции, в частности среди студенчества. Политическая группировка студенчества всегда отражала политическую группировку всего общества. В годы подъема по сравнению с 1905 г. студенчество еще более дифференцировалось. По мере роста революционного движения число политически индифферентных студентов сокращалось. Реакционеры и «академисты» не скрывали своих прямых связей с правыми партиями, либерально настроенные студенты шли за кадетами, демократическое студенчество создавало в вузах большевистские, меньшевистские и эсеровские группы.
Для ващиты высшей школы от посягательств реакции возникали коалиционные комитеты, которые сплачивали массы студенчества. Широкий размах приняли в 1913 г. студенческие волнения из-за введения «правил строевой службы» в Военномедицинской академии. Но непосредственно с рабочим движением были связаны лишь революционные элементы студенчества. Работавший под руководством петербургских большевиков Объединенный комитет социал-демократических фракций высших учебных заведений охватывал студенческие группы численностью около 100 человек. В Москве в объединенную студенческую организацию входили сначала не только социал-демократические, но и эсеровские группы. Лишь в 1914 г. был создан большевистский студенческий комитет, который объединил большевистские группы университета, Высших женских курсов, Коммерческого института, Московского технического училища. По инициативе большевиков в мае 1914 г. в Петербурге вышел первый номер легального журнала «Утро жизни». Своей задачей редакция объявила распространение среди учащейся молодежи идей марксизма и вовлечение демократического студенчества в революционное движение под руководством пролетариата.
Издавна большевики пользовались влиянием среди народных учителей. В декабре 1913 г. в Петербурге состоялся Всероссийский съезд по народному образованию, на который съехалось около 7 тыс. учителей. Использовать трибуну съезда большевикам не удалось, так как октябристско-кадетский организационный комитет не допустил представителей рабочих организаций. Однако через свою печать партия воздействовала на учительскую массу. Это отразили, в частности, резолюции, принятые в комиссиях и секциях съезда. А. Е. Бадаев в этой связи говорил в Думе: «Из недр русской земли пришли первый раз на первый съезд народные учителя, и они уже требуют демократической республики» !.
В августе 1913 г. большевики приняли участие в работе II кооперативного съезда. Различные формы кооперации объединяли тогда несколько миллионов членов; большим влиянием пользовались в них либералы, вели работу в кооперации и эсеры. Большевики, в частности Г. И. Петровский, принявший участие в работе съезда, настаивали на обсуждении «общих вопросов» русской жизни, но председатель отложил их на конец съезда, а затем преждевременно закрыл его. Но секции успели принять резолюции об общих условиях «бюрократического гнета и административной опеки над всеми проявлениями русской жизни», а потребительская секция послала телеграмму германским социал-демократам по поводу смерти А. Бебеля. | |
Просмотров: 664 | |