Маёвка 1913 года Огромный размах борьбы пролетариата революционизировал всю обстановку в стране, и из этого исходил каждый класс, намечая свою тактику. В конце декабря 1912 г. в Кракове собрались члены Центрального Комитета РСДРП, депутаты-большевики и активные партийные работники Петербурга, Москвы, Украины, Урала и Кавказа. Совещание определило руководящую линию по всем важнейшим вопросам работы партии. Россия вступила в полосу нарастания новой революции. Историческая задача пролетариата в этих условиях — революционное пробуждение и воспитание народных масс в борьбе, руководство ими для натиска на царскую монархию. Революционная массовая стачка сплачивала и вовлекала в борьбу широкие массы. Отсюда прямым долгом большевиков было всемерно развивать всякого рода революционные выступления масс: стачки, демонстрации, митинги.
Если авангард пролетариата подошел к своим задачам с точки зрения нарастающей революции, то представители либеральной буржуазии остались на позиции сохранения третье-июньской «легальности». Конференция кадетов в феврале 1913 г. в Петербурге определила тактику и сформулировала основные лозунги: всеобщее избирательное право, реформа Государственного совета, ответственное министерство. Трем большевистским лозунгам революционного ниспровержения царизма кадеты противопоставили три куцых требования «исправления» третьеиюньской монархии. Конференция свидетельствовала о возрастающем несоответствии политики кадетов насущным потребностям страны.
В фарватере либерализма были ликвидаторы, выступавшие за реформистскую тактику. Массовое забастовочное движение подошло, по их мнению, к грани, дальше которой начинался «стачечный азарт». Ф. Дан писал: задача пролетариата — не отпугивать, а «воздействовать» на политику буржуазии, заставлять ее «расширять» свои лозунги '.
Трудовики действовали только в стенах Думы и тоже не помышляли о революции.
Большевики последовательно осуществляли свою линию в ряде политических кампаний. Рабочий класс закалялся, росли его сплоченность и сознательность. Пролетарская партия укреплялась, усиливалось ее влияние в массах. Впервые после долгих лет ЦК РСДРП в прокламации «9 января» призвал рабочих отметить годовщину «кровавого воскресенья». Призыв был поддержан в ряде городов политическими забастовками, в которых приняло участие 160 тыс. рабочих. Это был достойный ответ пролетариата на широко задуманное правительством празднование 300-летия царствования дома Романовых. С думской трибуны Муранов протестовал против участия Думы «в праздновании этого позора России». Ряд большевистских комитетов издал нелегальные листовки. Так в обстановку всеобщего восхваления самодержавия ворвался протестующий голос пролетариата. А в годовщину Ленского расстрела по призыву большевиков бастовало 140 тыс. рабочих.
Особенно энергично готовились рабочие к празднованию 1 Мая. В апреле ЦК РСДРП направил в Россию первомайскую листовку, которая была перепечатана и распространена рядом местных большевистских организаций. Первомайские прокламации издали комитеты и группы РСДРП Петербурга, Донбасса, Киева, Костромы, Двинска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Ростова, Харькова, национальные социал-демократические организации — польские, латышские, литовские, украинские, еврейские (бундовцы). Кое-где напомнили о своем существовании анархисты и синдикалисты.
Шла подготовка к первомайскому празднику и в другом лагере. Министр внутренних дел Н. А. Маклаков предписал губернаторам и градоначальникам «принять все меры к недопущению какого-либо празднования 1 Мая». Только в Петербурге полиция арестовала около 100 рабочих-болыневиков. Обыски и аресты шли и в других городах. Фабриканты и заводчики грозили штрафами и локаутами. Но ни полицейские репрессии, ни угрозы хозяев не смогли предотвратить выступления. В Петербурге еще с вечера 30 апреля рабочие демонстративно прекращали работу, устраивали митинги и выходили на улицу. Шли с революционными песнями, красными флагами. В первомайских стачках и демонстрациях приняли участие рабочие Петербурга, Риги, Ревеля, Либавы, Митавы, Вильно, Москвы, Архангельска, Астрахани, Киева, Харькова, Николаева, Екатерино-слава, Ростова-на-Дону, Сормова и Томска. Число бастующих дошло до 420 тыс. «Маевка текущего года,— писал с гордостью Ленин,— показала всему миру, что российский пролетариат твердо идет по своему революционному пути, вне которого нет спасения для задыхающейся и гниющей заживо России». | |
Просмотров: 601 | |