От революционных настроений к революционному натиску. 1912 год

От революционных настроений к революционному натиску. 1912 год

В министерских кабинетах и либеральных салонах 1912 год встретили спокойно. Московское общество заводчиков и фабрикантов, обсудив в марте итоги забастовочного движения, пришло к выводу, что подъем, наблюдающийся среди рабочих, «есть не что иное, как выравнивание стачечной кривой, упавшей в начале 1910 г. слишком низко» 2. Тревоги не вызвала и начавшаяся 29 февраля забастовка рабочих «Ленского золотопромышленного товарищества».

 

«Лензото» — одно из крупнейших в мире объединений по добыче золота — было полновластным хозяином огромного края в глухой сибирской тайге, отдаленного на 2 тыс. километров от железной дороги. Российским и английским владельцам компании ежегодно доставались громадные прибыли, в то время как горняки никогда не получали полностью даже своих жалких заработков. Рабочие поднялись на борьбу. К середине марта 1912 г. стачка охватила все прииски. Боевое ядро движения составила группа большевиков; ее руководитель П. Н. Баташев стал председателем Центрального стачечного комитета. Входили в стачечный комитет и меньшевики, эсеры, анархисты, беспартийные рабочие.

 

На прииски были направлены войска, начались аресты. 4 апреля по приказу жандармского ротмистра Трещенко солдаты без предупреждения открыли огонь по рабочим, просившим освободить арестованных. 270 человек было убито, 250 — ранено.

 

Первые сообщения о ленской трагедии появились в газетах через день, а уже 7—8 апреля на предприятиях Петербурга состоялись митинги. Гневно осуждая царский режим, рабочие требовали сурово наказать виновников расстрела. Позднее стало известно, что к организации расстрела были причастны министерства внутренних дел, военное, торговли и промышленности, одобрившие применение против рабочих военной силы. Народное негодование достигло предела, когда 11 апреля министр внутренних дел А. А. Макаров заявил в Думе: «Так было и так будет впредь». Первыми откликнулись стачками рабочие Украины (Николаев, Киев, Харьков, Екатеринослав, Елисаветград и Одесса). Сразу же с огромной силой разгорелась борьба в промышленных центрах страны. В Петербурге с 14 но 22 апреля бастовало 140 тыс. рабочих. В Москве 12—30 апреля бастовало до 70 тыс. рабочих. Дружно прекратили работу пролетарии Риги. Поднялись на борьбу рабочие Польши. Всего в движении протеста участвовало около 300 тыс. рабочих.

 

Вслед за стачками протеста против Ленского расстрела начались первомайские забастовки, митинги и демонстрации. Общее число бастовавших 1 мая достигло, по неполным данным, 400 тыс. Если в апреле 1912 г. произошло около 700 политических стачек протеста в 18 губерниях, то 1 мая, за один только день,— свыше 1 тыс. стачек в 50 губерниях.

 

Позднее, анализируя закономерности развития революционного движения, Ленин отмечал, что в процессе вызревания революционной ситуации в настроении масс происходит «быстрая перемена», когда из отсталых пролетарских слоев в несколько месяцев, а иногда и недель вырастает «миллионная армия, идущая за революционным авангардом пролетариата» '. Такая «перемена» имела место после 9 января 1905 г., она произошла и в апреле 1912 г. Ленские события стали поводом к переходу революционного настроения в революционный подъем масс, в массовое наступление против царской монархии и капиталистов1 2. Главной формой выступлений рабочего класса вновь, после 1905 г., становится революционная стачка. Но если 1905 г. начался с шествия к царю-батюшке, то в ходе апрельско-майских стачек 1912 г. рабочие сразу провозгласили: «Долой царское правительство!» Революционное движение масс начиналось с более высокой ступени, чем в январе 1905 г.

 

Каждая политическая партия реагировала на происходившие события по-своему. Правые увидели в них «злокозненность буржуазии», либералы — «импульс неограниченной власти», ликвидаторы — борьбу рабочих за «свободу коалиций». Из оценки вытекала и тактика: либералы твердили о необходимости дальнейшей «конституционной работы», а ликвидаторы стремились придать стачкам узкопрофессиональный характер.

 

По-иному оценили ленские события большевики. Ленин писал: «Ленский расстрел... явился точнейшим отражением всего режима 3-июньской монархии... Именно это общее бесправие русской жизни, именно безнадежность и невозможность борьбы за отдельные права, именно эта неисправимость царской монархии и всего ее режима выступили из ленских событий так ярко, что зажгли массы революционным огнем» Большевики призвали пролетариат к революционной борьбе против царизма. «Весть о ленской бойне возмутила всех рабочих,— отмечала «Рабочая газета».— Но помогли этому чувству вылиться в ряд грандиозных митингов протеста партийные организации» 1 2. Около 9/ю первомайских стачек также прошли в городах, где действовали партийные организации. Многие из них в результате повальных арестов накануне 1 мая лишились руководящих центров. Так было, в частности, в Петербурге. В результате «самостоятельная жизнь ячеек выступила наружу» 3. Опираясь на заводские «майские комитеты», они создали Центральное бюро по устройству первомайских выступлений, сплотили различные социал-демократические группы на лозунгах, провозглашенных Пражской конференцией.

 

Пролетарская борьба нашла отклик в демократических слоях. Впервые в годы подъема в прямой связи с выступлениями рабочих прошли массовые студенческие волнения в Петербурге, Москве, Киеве, Риге и Юрьеве. Высшие учебные заведения охватили забастовки, сопровождавшиеся митингами и сходками, сбором средств семьям расстрелянных рабочих. Участвовали студенты и в рабочих демонстрациях.

 

Выступления рабочих вызвали глубокое брожение в армии и на флоте. «В С. Петербурге,— писал 19 апреля один из балтийских матросов своему товарищу,— начались беспорядки, заводы забастовали. Пожалуй, и к нам перебросится. Ну, тогда уж придется это пройти по стопам 5-го года, опять будут консервы свежие из адмиральского и капитанского мяса»4. Начальник Туркестанского охранного отделения сообщал в мае 1912 г. о существовании брожения среди нижних чинов, «которые очень интересуются проходящими в России забастовками и поджидают удобного момента, чтобы со своей стороны поддержать движение...» 5 *.

 

Большевики предупреждали, что призывы к восстанию преждевременны, что готовить его надо планомерно, связав с наивысшим подъемом рабочего и крестьянского движения. Но рост революционных настроений вышел за эти рамки. Сказались и результаты агитации эсеров, входивших в военные революционные организации и требовавших немедленного выступления.

 

22 апреля нелегальные судовые организации Балтики приняли решение о восстании. Об этом стало известно охранке. В ночь на 25 апреля на кораблях начались повальные аресты. С апреля 1912 г. по июнь 1913 г. на Балтийском флоте было арестовано 700 человек. В мае 1912 г. охранка раскрыла подготовку восстания и на военных судах Черноморского флота; было арестовано до 500 матросов. В июле 1912 г. шесть черноморских матросов были расстреляны. 1 июля восстали два саперных батальона в Троицком лагере под Ташкентом. Восстание жестоко подавили.

 

Героические выступления масс еще раз продемонстрировали, что Россия вступила в полосу именно революционного подъема. В течение лета не утихали стачечные бои экономического характера. Осень ознаменовалась крупнейшими политическими выступлениями пролетариата. В октябре в ответ на вынесение смертных приговоров еще 17 матросам Черноморского флота более четверти миллиона рабочих, а также поддержавшее их революционное студенчество, провели стачки, митинги и демонстрации протеста в Петербурге, Москве, Риге, Ревеле, Киеве, Харькове, Николаеве, Нижнем Новгороде, Бердянске, Саратове, Казани и Новочеркасске.

 

В отличие от апрельско-майских стачек поводом для политического выступления стал факт, лежавший вне непосредственных интересов рабочих. Пролетариат выступил «за других», «протянул руку передовикам мужицкого войска, геройски поднявшимся против монархии» '.

 

В день открытия IV Государственной думы (15 ноября) стачками и демонстрациями рабочие вновь протестовали против третьеиюньского режима. От стачек политического характера массы перешли к уличным демонстрациям.

 

По данным печати, в 1912 г. было проведено более 3 тыс. стачек с числом участников 1463 тыс. человек; из них 1100 тыс. политических стачечников. Масштабы и бурный темп развития движения объяснялись тем, что за истекшие годы увеличилась численность пролетариата, возросла концентрация его на крупных предприятиях, усилилась чисто пролетарская основа движения в силу ускоренного освобождения рабочего от связи с землей. Увеличилась пролетарская и полупролетарская масса в ремесле и сельском хозяйстве, возросли сознательность и сплоченность рабочего класса, обогащенного опытом первой русской революции.

 

Категория: История | Добавил: fantast (28.10.2018)
Просмотров: 528 | Рейтинг: 0.0/0