Наступление Юго-Западного фронта летом 1916 г. Первая мировая война В соответствии с постановлением межсоюзнической конференции в Шантильи русское командование с весны 1916 г. подготовляло решительное наступление на Восточном фронте, которое было намечено на середину июня (н. ст.). 1 апреля 1916 г. в Ставке состоялось обсуждение плана предстоявших операций. Алексеев предполагал нанести главный удар силами Северного и Западного фронтов, обладавшими почти двойным численным превосходством над силами противника (1220 тыс. против 620 тыс. человек). За наступление армий своего фронта высказался также и командовавший Юго-Западным фронтом генерал Брусилов. Численный перевес здесь был сравнительно невелик, и Алексеев, неохотно согласившись с предложением Брусилова, тут же предупредил, что дополнительно Юго-Западный фронт не получит ни людей, ни тяжелой артиллерии.
И апреля план наступления был утвержден. Главный удар наносился войсками Западного фронта на Виленском направлении; Северный фронт наступал на Видзы — Уцаны; Юго-Западный фронт должен был облегчить выполнение задачи Западному фронту и «тревожить» противника по всему фронту, но главную атаку направить на Луцк.
Намеченный Ставкой план не был осуществлен. В начале мая австрийцы нанесли итальянской армии сокрушительное поражение в Трентино. Италия и англо-французские союзники обратились к России за помощью; они не только просили, но и требовали от Алексеева скорейшего перехода русских войск в наступление. После личного обращения итальянского короля к царю было решено начать наступление Юго-Западного фронта раньше намеченного срока.
Брусилов с железной настойчивостью провел подготовку всех четырех армий своего фронта к наступлению, организовал обучение войск по преодолению укрепленной полосы и начал заблаговременно и скрытно готовить штурмовые группы; он решил применить при наступлении новую тактику прорыва оборонительных рубежей противника. В отличие от практиковавшихся ранее методов тарана на узком участке фронта при подавляющем превосходстве сил над противником Брусилов подготовил прорыв одновременно всеми армиями на четырех направлениях; этим достигались полная внезапность наступления и невозможность для противника маневра резервами Армии Юго-Западного фронта имели небольшое численное преимущество над австрийцами в живой силе (633 тыс. против 475 тыс. человек), легкой артиллерии (1770 против 1301 орудия), но в тяжелой артиллерии уступали им более чем втрое (168 против 545 орудий).
Наступление всех четырех армий фронта началось 22 мая мощной артиллерийской подготовкой, продолжавшейся от 8 до 48 часов. Наступление русских было неожиданным для австрийцев. Их позиции были сильно укреплены, и командование не верило в возможность успешного русского наступления.
Армии Юго-Западного фронта прорвали австрийский фронт в четырех направлениях. Наиболее успешно развивалось наступление 8-й армии, наносившей главный удар. 25 мая, разгромив противостоявшую ей 4-ю австрийскую армию, она заняла Луцк. За первые три дня наступления русские армии взяли свыше 100 тыс. пленных, захватили большое количество военного имущества. Немцы начали перебрасывать подкрепления с других участков фронта, из резервов Западного фронта на помощь австрийцам был направлен 10-й корпус. Германское командование решило укрепить прежде всего район Ковеля и остановить продвижение русских в районе Луцка.
Юго-Западный фронт быстро израсходовал свои резервы, а для продолжения наступления не было сил. Из попыток прорыва конницы к Ковелю для расстройства немецких тылов ничего не получилось. Между тем соседний Западный фронт бездействовал. Нанесение главного удара было отложено до начала июня. Неудача атаки на Барановичи силами только одного корпуса послужила предлогом для отсрочки наступления еще на две недели. Испугавшись лобовой атаки этого сильно укрепленного района, Эверт стал искать новое место прорыва; его нашли на левом берегу Немана, севернее Барановичей на фронте Лида — Гродно. Алексеев оказался не в состоянии настоять на выполнении плана, одобренного Военным советом. 11 июня Юго-Западному фронту была передана 3-я армия из состава Западного фронта. Силами 3-й и 8-й армий Брусилов пытался взять Ковель, но неудачно. Сломить сопротивление крупных сил противника, собранных на этом хорошо укрепленном участке фронта, не удалось. Наступление прекратилось.
На левом фланге фронта больших успехов добилась 9-я армия генерала 11. А. Лечицкого. 5 июня она взяла Черновцы и за месяц наступательных боев продвинулась на 120 километров, К середине августа австрийцы отступили к карпатским перевалам, очистив всю Буковину и южную Галицию. Германское командование было вынуждено и здесь усилить австрийские войска германскими дивизиями.
Наступление Западного фронта началось только 20 июня. Эверт вел его нерешительно силами одной 4-й армии. В раздробленных атаках он потерял за девять дней до 80 тыс. человек и вскоре совершенно отказался от наступления. Лишь после этого на Юго-Западный фронт были направлены резервы для форсирования р. Стоход и взятия Ковеля. Переброшенная с Западного фронта гвардейская армия заняла болотистые места между 3-й и 8-й армиями. Эта позиция стала для нее своеобразным Верденом, где безрезультатно были принесены огромные жертвы. Наступлением на Ковель руководили, кроме Брусилова, командующие армиями: А. М. Каледин, В. М. Безобразов и В. И. Гурко. Пять безуспешных атак унесли цвет армии. Положение немецких войск было критическим, но Ковель удержался.
Натолкнувшись на серьезное сопротивление прибывших на фронт свежих германских дивизий и исчерпав все свои резервы, Юго-Западный фронт в первых числах сентября стал закрепляться на рубеже р. Стоход, Киселин, Злочев, Бережаны, Галич, Станислав, Ворохта.
В общем ходе войны наступление Юго-Западного фронта сыграло огромную роль, хотя его военные результаты не вышли за рамки тактических успехов. Руководящие военные и политические деятели центральных держав свидетельствуют о том, что Австро-Венгрия и Германия переживали «один из наисильнейших кризисов» на протяжении всей войны; русское наступление «нанесло самое тяжелое потрясение, какое до сих пор приходилось испытывать австро-венгерскому войску» ’. Процесс распада двуединой монархии резко усилился. Чтобы сохранить свою союзницу, Германии пришлось сделать судорожное усилие для подкрепления австрийского фронта. За время «Брусиловского наступления» австро-венгерский фронт получил 30,5 пехотных и 3,5 кавалерийских дивизий подкреплений, т. е. больше, чем весь германский резерв Западного фронта перед наступлением на Верден. Даже по сильно преуменьшенным германским данным, австрийцы потеряли на Юго-Западном фронте 511 тыс. человек, из них более 2/з пленными и пропавшими без вести. Непосредственным результатом военного кризиса явилась смена германского и австрийского верховного командований. Фактическим военным руководителем германской армии стал Гин-денбург. Русское наступление принесло реальную и весьма значительную помощь западным союзникам России. Немцы вынуждены были снять 11 дивизий с Западного фронта и направить их на австрийский фронт. Атаки в районе Вердена были ограничены и прерваны. Коренным образом изменилась обстановка на итальянском фронте. Австро-венгерское командование приостановило наступление в Трентино. С фронта было снято шесть дивизий и отправлено в Россию.
Наступление Юго-Западного фронта не было поддержано ни эффективным наступлением остальных русских фронтов, ни союзниками. Операции англо-французских войск на р. Сомме начались не через две недели после начала русского наступления, как было обусловлено соглашениями в Шантильи, а только через месяц. В это время, пишет Фалькенгайн, «в Галиции опаснейший момент русского наступления был уже пережит» ’. | |
Просмотров: 843 | |