Поражение русской армий весной и летом 1915 года. Первая мировая война

Поражение русской армий весной и летом 1915 года. Первая мировая война

С апреля 1915 г. германское верховное командование подготовляло прорыв русского фронта, имея целью охват русского левого фланга, выдвинутого в Галицию. Для этой операции была создана новая, 11-я германская армия во главе с генералом Макензеном, состоявшая из отборных частей, в основном переброшенных с Западного фронта. Местом прорыва была избрана линия Горлица — Громник, занимаемая 3-й русской армией генерала Радко-Дмитриева. На 35-километровом участке австро-германские войска имели более чем двойное превосходство в живой силе, в 2,5 раза — в пулеметах, в 4,5 раза — в легкой и в 40 раз — в тяжелой артиллерии. Ни в какое сравнение не шло наличие боеприпасов: в то время, как русская артиллерия располагала всего 30—40 выстрелами на орудие, ее противник имел 1200 снарядов на легкое и 600 снарядов на тяжелое орудие. 19 апреля после почти суточной артиллерийской подготовки 11-я германская армия перешла в наступление. Под нажимом войск противника 3-я русская армия начала откатываться на восток, отступив к 24 апреля на 40 километров. Только теперь командование фронтом оценило, наконец, обстановку. На совещании в Ставке было решено послать в 3-ю армию резервы с Северо-Западного фронта. Между тем положение отступающей армии ухудшалось, посылаемые резервы запаздывали и сгорали в огне боев — германская артиллерия уничтожала их по частям. Армия уже не могла удержать позиции и на р. Сан, так как, по словам Радко-Дмитриепа, войска были «настолько ослаблены, что от корпусов и дивизий остались только жалкие тени» Вслед за ней были вынуждены отступить и остальные армии Юго-Западного фронта. Вскоре был оставлен Ярослав, и весь правый берег р. Сан заняли немцы и австрийцы. 3-я армия отступила за р. Любачевку, 11-я и 9-я армии — за Днестр. В связи с отходом 3-й армии должна была отступить и 8-я армия генерала Брусилова, оставившая Перемышль. 9 июня русские войска покинули Львов. Попытки русских задержать дальнейшее продвижение противника у Томашува не увенчались успехом. К концу июня русские войска оставили большую часть Галиции.

 

Немцы активизировали свои действия и на северном участке Восточного фронта. Чтобы отвлечь русские резервы от Галиции и сковать силы Северо-Западного фронта, германское командование предприняло в конце апреля наступление на рижском направлении. Немцы овладели Либавой и подошли к Мигаве. С этого времени военные действия переместились в Риго-Ша-вельский район, откуда пути лежали к Вильно, Двинску и Риге. Для прикрытия этого направления была образована новая, 5-я армия иод командованием генерала Плеве. Немцы в свою очередь создали новую, Неманекую армию. В июле — августе развернулись бои за Шавли и Митаву.

 

Общий итог боевым действиям и отступлению из Галиции был подведен Ставкой в середине июня на совещании в Холме; было принято решение удерживать центральную часть «передового театра» и пути от него в Восточную Пруссию и Галицию. Русское верховное командование не хотело отказываться от выгодного плацдарма для наступления в глубь Германии.

 

Спустя три недели военное положение настолько ухудшилось, что Ставке пришлось проводить новое совещание в Седле-це, отменившее по существу постановление предыдущего. Верховное командование, наконец, поняло, что нельзя цепляться за территорию, принося бесконечные жертвы людьми, и поставило коренной задачей «заботиться о сохранении живой силы армии». Командующему Северо-Западным фронтом было дано право не удерживать Варшаву и по условиям обстановки отводить армии назад по линии Ломжа — Ковель. Эти решения были вызваны быстрым продвижением австро-германских армий между Бугом и Вислой и активностью четырех германских армий на северном крыле Восточного фронта. Двумя встречными охватывающими ударами с севера и юга германское командование стремилось окружить и уничтожить русские армии в «польском мешке».

 

Главные бои на наревском направлении начались 30 июня наступлением 12-й и 8-й германских армий. Русский фронт был прорван у Прасныша; через несколько дней начался отход русских армий. Между Ивангородом и устьем Пилицы форсировала Вислу 9-я германская армия. В связи с угрозой окружения русских войск на Средней Висле было принято решение оставить Варшаву и отвести армии. Варшава была сдана противнику 22 июля, а 6 августа пал Новогеоргиевск.

 

Стремясь к более глубокому охвату русских войск со стороны Немана, германское командование направило удар своей 10-й армии в направлении Ковно — Вильно — Минск. 9 августа комендант Ковно без боя сдал крепость, облегчив продвижение немцам. Неожиданным ударом в стык вновь образованных Северного и Западного фронтов немцам удалось 31 августа занять Свенцяны и Вилейку. Под угрозой окружения 10-я русская армия была вынуждена оставить Вильно. Начавшимся вскоре контрнаступлением русских войск противник был отброшен в район озер Свирь и Нарочь, а образовавшийся прорыв закрыт.

 

В октябре 1915 г. фронт стабилизировался и русские армии закрепились на рубеже: Рига, р. Западная Двина, Двинск, Барановичи, Дубно, р. Стрыпа.

 

В результате германского наступления на Восточном фронте весной — летом 1915 г. царские войска были вытеснены из большей части Галиции, из Польши, части Прибалтики и Белоруссии. В ожесточенных боях с вооруженным до зубов противником русская армия была обескровлена. С начала войны потери составили около 3,5 млн. убитыми, ранеными и пленными — самые тяжелые среди армий всех воюющих держав. Свыше 300 тыс. было убито, 1,5 млн. попало в плен; офицерский корпус потерял 45 тыс. человек. К осени 1915 г. кадровая армия была почти полностью выведена из строя. Огромный ущерб понесла армия в вооружениях и снаряжении.

 

Определяя главную причину поражений русской армии в 1915 г., некоторые историки видят их в полном отсутствии у русского командования искусства управления войсками. Хотя ошибки руководства фронтов и Ставки, безусловно, имели существенное значение, но основной секрет успехов германской армии крылся в катастрофической нехватке у русской армии артиллерии и снарядов, винтовок и патронов. Кризис вооружения неуклонно нарастал на протяжении кампании 1915 г. «Немцы вспахивают поля сражений градом металла и ровняют с землей всякие окопы и сооружения, заваливая часто их защитников землей. Они тратят металл, мы — человеческую жизнь»,— писал военному министру один из командиров корпусов'. Летом 1915 г. обнаружилась острая нехватка винтовок; только часть солдат, находящихся на фронте, была ими вооружена. Огромная нехватка вооружения, боеприпасов и полное отсутствие надежды на скорое их получение породили растерянность и глубокий пессимизм в Ставке. Ставка засыпала Петроград просьбами и мольбами о скорейшей присылке вооружений и боеприпасов. «Ведь ни одна наука не учила еще этому методу ведения войны: без патронов, без винтовок, без пушек и т. д.»,— сетовал в письме военному министру Поливанову начальник штаба верховного главнокомандующего генерал Янушкевич1 2.

 

Значительные успехи австро-германских армий на Восточном фронте стали возможны также и в результате отсутствия помощи со стороны союзников России. Среди французских и английских политических деятелей в то время все более укреплялась стратегическая концепция о решающей роли Западного фронта в будущей победе над Германией. Для этого необходимы были строгая экономия сил и достижение подавляющего военного и материального превосходства над противником. Русской армии, как, впрочем, и остальным союзным армиям, отводилась неблагодарная задача истощения сил германского блока. Англия с конца 1914 г. вообще все главные усилия обратила на Восток, стремясь закрепить свои позиции в восточной части Средиземноморья, в Египте, Аравии, Месопотамии и Иране.

 

Несмотря на значительный численный перевес англо-французской армии над германской, оцениваемый к осени 1915 г. в 35 дивизий, союзники не воспрепятствовали массовым переброскам немецких дивизий с Западного на Восточный фронт. С апреля по сентябрь их число увеличилось с 46 до 65, а на Западном фронте — сократилось со 100 до 90. Почти все свои новые формирования немцы направляли против России. К сентябрю 1915 г. на русском фронте находилось 140 австро-германских пехотных и кавалерийских дивизий, в то время как на англофранцузском их было 91. Предпринятые союзниками наступательные операции у Арраса в мае 1915 г. и в Шампани в сентябре были практически бесполезны для русской армии. Выступление Италии также не привело к отливу значительных австро-венгерских сил с русского фронта. Не оказали союзники должной помощи русской армии и в вооружениях.

 

В 1915 г. русская армия выдержала главную тяжесть борьбы, сковав более половины вооруженных сил германского блока. Она уничтожила и вывела из строя свыше 2 млн. вражеских солдат, тем самым сделав значительный вклад в «войну на истощение». Своими активными наступательными действиями русская армия заставила Германию с конца 1914 г. обратить все свои усилия против России, тем самым предоставила союзникам почти полуторагодовую передышку, использованную ими для оснащения своих армий и подготовки к отражению германского наступления на Западном фронте в феврале 1916 г.

 

Военные поражения русской армии в 1915 г. не только вызвали острое недовольство царизмом всех слоев общества и оказали революционное влияние на рабочий класс России, но и ускорили кризис «верхов». В июне 1915 г. был уволен в отставку военный министр Сухомлинов. В конце августа царь сменил вел. кн. Николая Николаевича на посту верховного главнокомандующего. Это не было репрессивной мерой за военные неудачи. Эта была отчаянная попытка укрепить свой пошатнувшийся трон и избавиться от опасного конкурента. Николай Николаевич был назначен наместником на Кавказе и главнокомандующим Кавказской армией. Восточный фронт был разделен на три фронта: Северный прикрывал Петроград, Западный — Москву и Юго-Западный — Киев. Начальником штаба Ставки, т. е. фактическим военным руководителем армии, стал М. В. Алексеев. Он был, несомненно, выдающимся генштабистом, способным верно оценивать стратегическое положение, но не обладал твердостью характера, не был в состоянии противодействовать настояниям Николая и придворного окружения, не мог с достаточной настойчивостью добиваться проведения в жизнь решений Ставки командующими фронтами.

 

Осенью 1915 г. военно-политическое положение держав Антанты значительно ухудшилось в результате присоединения Болгарии к германскому блоку и начала совместного австро-германо-болгарского наступления на Сербию. С целью оказания косвенной поддержки сербской армии Ставка начала в конце декабря наступление на Юго-Западном фронте; оно привлекло новые части на австрийский фронт, но не могло изменить развития событий на Балканах. Сербская армия была разбита, англофранцузские экспедиционные войска, посланные на помощь сербам, отступили к Салоникам. Союзники потеряли Балканский полуостров. Германским войскам открывался свободный путь в Турцию. Все это было результатом политических противоречий и несогласованности взглядов в лагере Антанты по коренным вопросам ведения войны. Союзные руководители вынуждены были сделать вывод о необходимости координации военных действий в предстоящей кампании 1916 г.

 

На конференции представителей всех союзных армий, состоявшейся во французской главной квартире в Шантильи в декабре 1915 г., было принято решение о том, что исход войны будет решаться согласованными наступательными действиями союзных армий летом 1916 г. на главных фронтах: англо-фран-цуз^ком, русском и итальянском. В связи с угрозой германского наступления на Западном фронте по предложению генерала Жоффра было принято обязательство об оказании помощи той из союзных армий, против которой противник направит главный удар. Эта помощь оказывалась наступлением союзников на остальных фронтах не более чем через две недели после официальной просьбы со стороны армии, подвергнувшейся атаке противника. На мартовской конференции 1916 г. было принято принципиальное решение об общесоюзническом наступлении летом 1916 г.; срок начала наступления подлежал определению главнокомандующих.

Категория: История | Добавил: fantast (30.10.2018)
Просмотров: 2134 | Рейтинг: 0.0/0