Бои в Восточной Пруссии и на Карпатах в январе — апреле 1915 г. Первая мировая война. В начале 1915 г. русская Ставка подготовляла наступление в Восточной Пруссии для захвата исходных позиций в целях нанесения главного удара на Берлин. Для осуществления намеченной операции была сформирована новая, 12-я армия, которая должна была в середине февраля начать наступление вместе с 10-й армией. Командование Юго-Западного фронта планировало возобновить дальнейшее продвижение в Карпатах и просило резервов для своих армий. Ставка отказала командующему фронтом генералу Н. И. Иванову в подкреплениях, хотя и не воспрепятствовала его решению о наступлении «в пределах собственных сил». Однако вскоре Ставка признала Карпатскую операцию равнозначной Восточно-Прусской. Вновь, как и в период октябрьско-ноябрьских сражений 1914 г., командующие фронтами тянули свои армии в расходящихся направлениях. Обе задуманные операции совершенно не соответствовали наличным силам.
К середине января 1915 г. созрел план предстоящих в новом году операций и у германского командования. Германские генералы не могли не считаться с угрозой нового русского наступления, о котором они были осведомлены. Начальник германского генштаба Фалькенгайн проводил новое серьезное усиление германских армий на Востоке, перебросив туда четыре вновь сформированных корпуса — лучших, какими когда-либо располагала Германия. Это был весь общий резерв германской Ставки, и из него была сформирована в Восточной Пруссии новая, 10-я армия. На помощь Австро-Венгрии германское командование перебросило на Карпаты армию Линзингена, составившую вместе с австрийскими частями так называемую Южную армию. Переброска таких больших резервов на Восток означала, что русский фронт становится для Германии главным театром военных действий.
Германское командование решило предупредить русских и захватить инициативу широко задуманным контрударом с обоих флангов: с севера — в направлении Гродно — Лида и с юга —-от Карпат на участок Перемышль — Львов. Ближайшей целью этого грандиозного плана было уничтояшние 10-й русской армии в Восточной Пруссии и захват Осовца, Гродно и, возможно, Варшавы.
26—27 января 8-я и 10-я германские армии начали наступление против 10-й русской армии, расположившейся перед Мазурскими озерами. 10-я русская армия понесла большие потери и была вынуждена отойти на южный берег р. Бобр. Но не была осуществлена ни одна из задач, поставленных немецким командованием. Форсировать р. Бобр и взять героически оборонявшийся Осовец немцам не удалось. Общим наступлением трех русских армий (9, 12 и 1-й) , предпринятым в марте 1915 г., немцы были оттеснены в Восточную Пруссию. В районе Прас-ныша было взято в плен до 10 тыс. немцев.
В ходе операций Ставка сменила командующего Северо-Западным фронтом. Новый главнокомандующий генерал А. В. Алексеев был сторонником быстрейшего разгрома Австро-Венгрии и противником овладения Восточной Пруссией. Фронт получил оборонительные задачи, его войска стали источником для усиления Юго-Западного фронта.
7 января австро-германское командование начало наступление в Карпатах для деблокады Перемышля. Одновременно в наступление перешла 8-я русская армия генерала Брусилова; она должна была преодолеть Карпаты и вступить на территорию Венгрии. Наступление, однако, велось чрезвычайно медленно из-за тяжелых зимних условий в горах, недостатка материальных средств и резервов.
9 марта крепость Перемышль капитулировала. Кроме 120 тыс. пленных, было захвачено 900 орудий. Освободилась 11-я русская армия, которая была направлена на пополнение остальных армий фронта. Готовилось наступление во фланг и тыл Южной и 3-й австро-венгерской армиям. Для его отражения в район Бескидского хребта был направлен вновь сформированный германский корпус. Тяжелые кровопролитные бои проходили здесь до середины апреля.
Весной 1915 г. русские войска, по свидетельству Фалькен-гайна, угрожали австрийскому фронту «в такой степени, которая в дальнейшем становилась невыносимой... Пришел момент, когда дальше нельзя было уже откладывать решительного наступления на Востоке, которое уже с месяц верховное командование имело в виду на случай необходимости» *. Из двух возможных направлений для удара — на Средней Висле и в Галиции — германское командование избрало последнее, руководствуясь при этом прежде всего «таявшей сопротивляемостью австрийского фронта в Карпатах». | |
Просмотров: 605 | |