Люди и дела русской литературы и искусства в начале 20 века Искусство России периода империализма являет собой сложную картину взаимодействия, т. е. взаимопроникновения и борьбы многочисленных художественно-эстетических школ, направлений и течений. В плане широкого обобщения можно говорить о двух главных тенденциях в искусстве того времени: реалистической и модернистской. Однако каждая из них не представляла собой единого общественно-политического направления. Отход от традиционных форм был не только уходом в область «чистого» искусства, а нередко связывался со стремлением художника полнее выразить усложнившуюся противоречивую действительность, которая требовала для своего отображения иных подходов. методов и решений. Борьба двух культур — демократической и реакционной — шла, таким образом, не только между, но и в пределах каждой из двух главных тенденций. Итоги этой борьбы выразились, с одной стороны, в разнообразных сплавах художественных методов, стилей и почерков, обогативших реалистическое искусство, с другой — в отношении художников к революции.
Именно по отношению к революции вне зависимости от принадлежности к тому или иному художественно-эстетическому течению произошло глубокое размежевание среди деятелей культуры России начала XX в.
Два этапа культурно-исторического процесса, пережитого Россией в начале нашего века (первый до могучих революционных потрясений 1905—1907 гг., второй — 1907—1917 гг.), весьма выразительно выявились в судьбах русского искусства и русской литературы. Русская реалистическая литература Нараставший из года в год революционный подъем начала 900-х годов сопровождался бодрыми, оптимистическими, наступательными общественными настроениями. Этот подъем сказался определяюще в литературе и искусстве. Реалистические силы крепли; освежающее дуновение надвигавшейся революции поднимало их на своем гребне.
Реалистический стан литературы и искусства был представлен творчеством больших людей русской культуры — Л. Толстого, А. Чехова и шедших по тому же пути В. Короленко, Д. Мамина-Сибиряка; в театре — М. Ермоловой, М. Савиной; в живописи — И. Репина, В. Сурикова, И. Левитана, В. Серова; в музыке — Н. Римского-Корсакова. Напористо в этот стан входила молодая поросль творцов, искавших правду в жизни и в искусстве. Один из таких молодых, писатель Скиталец (С. Г. Петров), чудесно передал мажорное настроение начала 900-х годов: «Отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена — с Художественным театром, Комиссар-жевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись — с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка — с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература — с Горьким, Андреевым, Буниным.
В воздухе веяло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами»
Вступление рабочего класса в освободительную борьбу, и отныне как гегемона, повлекло за собой чрезвычайное оживление общественной, политической и культурной жизни страны. Безвременье восьмидесятников отошло в прошлое. В литературу, на сцену, в картины живописцев заметными новыми героями вошли рабочие люди. Часто рядом с рабочими стоял тогда студент. О рабочих, по-разному разумеется, начали писать различные авторы: М. Горький, А. Куприн, В. Вересаев, даже П. Боборыкин (роман «Тяга»). Тогдашний вождь декадентов В. Брюсов одно за одним пишет стихотворения, названия которых сами говорят за себя: «Фабричная» (1900 г.), «Фабричная» (1901 г.), «Каменщик» (1901 г.).
«Каменщик» Брюсова и знаменитая песня «Солнце всходит и заходит», впервые прозвучавшая в пьесе Горького «На дне» в 1902 г., стали популярнейшими рабочими и революционно-студенческими гимнами; их пели, декламировали, переписывали, без конца перепечатывали и переиздавали, они вошли в народный обиход, зажили жизнью народных песен.
Всероссийское звучание получили «Песня о Соколе» (1895 г.) и «Песня о Буревестнике» (1901г.) Горького. Они стихийно воспринимались общественностью как манифесты пролетарской поэзии в литературе. Лучшие артисты соревновались на эстрадах, собраниях, на благотворительных вечерах и в концертах в исполнении этих произведений: П. Н. Орленев, П. В. Самойлов, Н. Н. Ходотов, В. Ф. Комиссаржевская, В. И. Качалов.
Критический реализм в литературе возглавляли А. П. Чехов и Л. Н. Толстой. В обстановке революционного подъема и первой революции они создали новые шедевры. Драматургия этих писателей в то время закрепила за собой прочное место на русской сцене; она вместе с ранними (1901 —1906 гг.) пьесами Горького («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги») в сильной степени содействовала укреплению и расширению позиций реализма в российском театре. Чехов создал тогда (1896—1904 гг.) лучшие пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Прежде написанные пьесы Толстого «Власть тьмы» (1886 г.) и «Плоды просвещения» (1889 г.), из которых первая долго находилась под запретом, только со второй половины 90-х годов вошли в репертуар театров. Затем была создана драма «Живой труп» (1900 г.). Но первая постановка ее в России была осуществлена только после смерти автора, в 1911 г.
Толстовско-чеховско-горьковская драматургия составила обширную и прочную основу реалистического репертуара для театров России.
Последний большой роман Толстого «Воскресение» (1899 г.) явился произведением нового звучания в творчестве великого реалиста. Это был социально-политический роман. Суровые, невеселые, зачастую мрачные картины жизни народных масс заняли в романе главное место. Печальные жалобы крестьян на малоземелье дополнились в романе показом повседневных будней деревни накануне первой революции. Разоблачение Толстым неприглядной полицейской службы церковников, «комедии» буржуазно-помещичьего суда, лицемерия морали господствующих слоев общества — все это придавало «Воскресению» особую силу в предгрозовой обстановке начала столетия. Весь облик Толстого, все его действия звали каждую личность к осознанию ответственности перед всеми другими людьми, перед народом. Толстовское письмо-протест против зверских репрессий царизма «Не могу молчать!» (1908 г.) явилось ярчайшим выражением общественной совести. Силу творений Толстого составляли не философия и не утопические религиозно-этические наставления. Во всем этом как раз проявилась слабость социального движения крестьянства той эпохи. Великое национальное и всемирное значение творчества Толстого в необычайной художественной силе его реализма. Именно благодаря этому его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. На подмостках только что родившегося Московского Художественно-общедоступного театра ожили милые и смешные, благодушно добрые, а рядом с ними нудные и хищные герои чеховских пьес. Постоянные поиски правды, высокая моральная требовательность к себе и окружающим, обостренное сознание долга перед обществом характеризовали новых героев А. Г1. Чехова. Не всегда доставало у них ясности в понимании общественных явлений, не хватало им волевого усилия, нужного для разрушения удушливой атмосферы «Палаты № 6», символизировавшей гнетущую атмосферу тогдашнего быта самодержавной России. Но защита Чеховым необходимости «обобщающей идеи» для любого общественно-культурного дела и деятеля имела важнейшее общественно-идейное значение. Сам Чехов не постиг значения вступления пролетариата в историю России, люди рабочего класса не заняли в его творчестве большого самостоятельного места. Однако творчество его служило борьбе со старым за интересы нового. «Огромное вы делаете дело,— писал Горький Чехову,— вашими маленькими рассказиками — воа-буждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни — черт бы ее побрал!» '.
Горький вошел в русскую и мировую литературу одновременно со вступлением российского пролетариата в борьбу за освобождение России и устройство лучшего мира для трудящегося человечества. Писатель стал передовым борцом русской революции; его герои, по меткому замечанию Б. Шоу, сами «несли в себе революцию» 1 2. Горький начал путь в литературе как реалист и в то же время как романтик. В его первых романах «Фома Гордеев» (1899 г.), «Трое» (1900 г.) и в упоминавшихся уже пьесах появились начатки социалистического реализма. К 1910 г. Горький уже воспринимался общественностью как «безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать» 3. Бодрая сила жизнеутверждения, гуманистический оптимизм российского пролетариата, священная ненависть к любым проявлениям деспотизма наполняли произведения писателя-демократа. Задачу свою он видел в том, чтобы помочь людям понять их силу, вступить в борьбу за создание условий, достойных человека.
Писатель-реалист правдиво показал, как власть денег и буржуазной морали искажала лучшие стороны человека. Драмы Горького разоблачали пошлость мещанства, бесплодие индивидуалистско-анархистского протеста, мерзость капиталистического хищничества и стяжательства. Творчеством Горького началось формирование социалистического реализма в литературе России.
При всех различиях художественного творчества писателей-реалистов объединяло содержание их произведений; оно было тесно связано с насущными вопросами жизни русского общества той эпохи.
Повести и рассказы В. В. Вересаева («Без дороги», «Поветрие», «Два конца», «Записки врача») запечатлели процесс перехода интеллигентской молодежи от либерального народничества к мировоззрению революционной социал-демократии. Его повесть «На повороте» (1902 г.) живо отразила борьбу творческого марксизма с оппортунизмом на русской почве в начале века, в дни ленинской «Искры».
Громадное общественно-политическое значение имели художественные произведения и публицистика В. Г. Короленко. Все российский и даже международный резонанс получили документальные и одновременно художественно-красочные публицистические очерки писателя «Дом № 13» (1903 г.) о еврейском погроме в Кишиневе, «Сорочинская трагедия» (1906 г.) о палаческих методах «усмирения» крестьянского движения, «Бытовое явление» (1910 г.) о вакханалии смертных казнен после поражения первой революции.
Лично соприкасаясь с революционной работой социал-демократии, Н. Г. Гарин-Михайловский создал в «Корейских сказках» и в своих очерках правдивые зарисовки «подвигов» колониализма на Востоке. Четыре романа писателя («Детство «Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры») дали художественную картину русской буржуазной семьи пореформенного периода. Вместе с «Историей моего современника» В. Г. Короленко эти романы оставили нам наиболее художественно-достоверные повествования о духовной жизни и исканиях демократической русской молодежи.
Значительными явлениями в развитии критического реализма были рассказы А. И. Куприна и И. А. Бунина. Бунин с предельной четкостью и лаконизмом, точпейше подобранными красками, отточенным языком нарисовал деревню, раздираемую капиталистическими противоречиями («На край света», 1895 г., «Деревня», 1909 —1910 гг.), хозяйственно-бытовое и нравственпо-пнтсллектуальное оскудение поместного дворянства («Антоновские яблоки», «Суходол», 1911 г.). Куприн ввел в литературу рабочих и техническую интеллигенцию 90-х годов, показал капиталистическое накопление с его язвами («Молох»), бесчеловечный быт царской армии («Поход», «Поединок» и др.).
Всеобщее внимание привлекли рассказы Л. Андреева. Молодого писателя приветствовали и Толстой, и Горький. В эпоху первой русской революции Л. Андреев в замечательных новеллах («Губернатор», «Рассказ о семи повешенных») смело разоблачал палачей, карателей и жандармов. Но многие более поздние произведения Андреева оказались в русле литературы, проникнутой упадочнической идеологией российской буржуазии.
Крупными творческими объединениями нисателей-реалистов были некоторые издательства, литературные кружки. В Петербурге писатели демократического направления сплотились во главе с Горьким вокруг издательства «Знание». Другим средоточием реалистических писателей Петербурга была редакция журнала «Мир божий». Московским центром демократических нисателей-реалистов был литературный кружок «Среда», основанный II. Д. Телешовым; в нем участвовали М. Горький, А. Куприн, И. Вунин, Л. Андреев. Названными писателями не исчерпывается реалистическая литература того времени.
Борьба двух культур — демократической и реакционной — пронизывала собой и реалистическое направление, раскалывая его на противостоящие друг другу группы и объединения.
На поверхности литературной жизни России было и чрезвычайно много иисателей-натуралистов, борзых на перо литераторов, поставщиков буржуазно-обывательской бытовой литературы «для сытых». В больших маститых беллетристах и драматургах ходили тогда плодовитейший П. Д. Боборыкин, популярный фельетонист и романист А. В. Амфитеатров. А. А. Вербицкая «изготовляла» «чувствительно-романтические» повести, рассказы, романы «из женской жизни». Однако некоторые произведения добросовестного наблюдателя, фотографа текущей жизни, в роли которого часто выступал Боборыкин, сохранили значительный познавательный интерес («Китай-город», «Перевал», «Тяга» и др.). Романы-хроники Амфитеатрова «Восьмидесятники» и «Девятидесятники» содержали сочные и верные зарисовки общественно-культурной и семейно-бытовой жизни городской интеллигенции и буржуазии.
Большую популярность среди буржуазной публики имели драматурги В. А. Крылов, П. П. Гнедич, «сам» А. С. Суворин и И. Л. Щеглов (Леонтьев). «Ходовые» водевили, комедии-фарсы поставляли В. А. Рышков и И. И. Мясницкий. В поэзии подвизались «несметные полчища» эпигонов С. Я. Надсона. Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 706 | |