Наука и ее главные направления в России на начало 20 века Революция и связанный с нею необыкновенный, всеобщий рост интереса к политике, а также многократное увеличение взаимосвязей и форм общений в эпоху империализма — таковы факторы, воздействие которых выразительно сказывалось в научной жизни, в научно-технических и общественно-идейных течениях и направлениях. Особенно проявились они в крайнем обострении идейно-теоретических споров, в страстности идейной борьбы. Научная жизнь страны стала менее «кабинетной», более «общественной»; деятели науки чаще стали выступать в печати и на собраниях. Более активным стало участие русских ученых в международной научной жизни; десятки крупнейших международных научных встреч состоялось в России.
Властное вторжение общественных, политических начал в область науки едва ли не ярче всего было видно в демократизации науки. Среди ученых крепло стремление пойти к народу, стать повседневно нужными, полезными и понятными всем людям; сблизить науку и демократию, популяризировать научные достижения более всего старались ученые, придерживавшиеся материалистического мировоззрения.
Величайшим научным деятелем был Ленин. Он приложил в этом отношении максимум усилий и добился замечательных результатов. Ленин вооружил наукой пролетарскую демократию России, сделал науку постижимой для крестьян и рабочих. Он колоссально содействовал популяризации научных знаний, научно-политическому воспитанию и образованию народных масс.
В условиях того времени популяризация научных знаний была одной из главных форм борьбы за демократизацию культуры. Огромное распространение получила научно-популярная литература. Образцы ее дали тогда великие русские исследователи: в области естествознания и техники — Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, А. Г. Столетов; в области обществоведения — В. И. Ленин, Г. В. Плеханов. Благородному труду пропаганды научных знаний посвятили себя такие мастера популяризации науки, как В. В. Лункевич (давший не менее 50 выпусков небольших книг по естествознанию и биологии), Д. Н. Кайгородов (автор популярнейших «Бюллетеней жизни петербургской природы» и «Бесед о русском лесе»), Н. А. Рубакин (работы по книговедению), Н. Н. Аменицкий («Научно-забавная библиотека для семьи и школы»), Е. И. Игнатьев (широко популярная математическая книга «В царстве смекалки»), Я. И. Перельман («Занимательная физика», изданная впервые в 1913 г. и получившая мировую известность).
Умные и талантливые популяризаторы активно содействовали прогрессу науки; научные открытия становились нередко фактами общественно-культурной жизни благодаря их усилиям. К. Э. Циолковский свидетельствует: «Широким кругам читателей идеи мои стали известны лишь с того времени, когда за пропаганду их принялся автор „Занимательной физики" Я. И. Перельман, выпустивший в 1915 г. свою популярную книгу „Межпланетные путешествия"»'. Великолепным образцом научной пропаганды марксизма была статья о Марксе, написанная Лениным для энциклопедического словаря братьев Гранат (1914 г.).
Популяризации научных знаний служили сравнительно широко распространенные недорогие журналы: «Вокруг света», «Природа и люди», «Природа», «Научное обозрение», «Научное слово», «Популярный техник».
Новые научные общества ставили на видное место задачи популяризации знаний и поисков приложения научных открытий в производстве. Таковы были Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений, Московское педагогическое общество, Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи, Академический союз профессоров и преподавателей.
Наиболее представительными форумами ученых России были в то время всероссийские съезды естествоиспытателей и врачей. На таких съездах, особенно на последнем, XII, в Москве (1909—1910 гг.) встречались сотни ученых разных поколений и специальностей, работавших главным образом в области естествознания. Съезды насчитывали от 14 до 24 секций. Постоянно действующими секциями на них были секции статистики, географии, этнографии и антропологии; ставились доклады и сообщения по археологии и истории. На заседаниях XII съезда И. П. Павлов докладывал о своих работах по изучению высшей нервной деятельности, Н. А. Умов — о теории относительности, П. Н. Лебедев — о давлении света, К. Д. Глинка — о новейших почвенных исследованиях в Азиатской части России. Рядом с маститыми учеными выступала научная молодежь. Всего участвовало в трудах и заседаниях съезда около 6 тыс. человек.
Пироговские съезды врачей по-прежнему регулярно созывались Обществом русских врачей в память Н. И. Пирогова. Душой пироговских съездов был великий русский хирург Н. В. Склифосовский. Институт усовершенствования врачей, созданный и в течение семи лет возглавляемый этим ученым, стал на рубеже прошлого и нашего веков как бы постоянно действующим научно-квалификационным съездом медицинских кадров России.
Большое место в научной жизни страны занимали съезды геологические, сельскохозяйственные, инженеров путей сообщения, деятелей по техническому профессиональному образованию, юридические, археологические.
Стремление к общественному объединению научных сил сказалось в возникновении многих добровольных групп ученых. Выдающийся физик П. Н. Лебедев настойчиво развивал мысль о создании научных исследовательских коллективов, в которые входили бы ученые разных специальностей. Лебедев стоял во главе одного из них. Протестуя против похода реакции на высшую школу, Лебедев в 1911 г. демонстративно подал в отставку и ушел из Московского университета. Тогда на собранные по частной подписке средства началось строительство по плану самого Лебедева специального физического института в Москве; здание института, оконченное в 1916 г. (уже после смерти Лебедева) , органически вошло в ныне существующий архитектурный комплекс Физического института Академии наук СССР.
На общественных началах успешно развивалось молодое почвоведение, в котором главную роль играли комиссии при Вольном экономическом обществе в Петербурге (с 1888 г.) и при Московском обществе сельского хозяйства (с 1895 г.), а затем почвенные комитеты (с 1910 г.) в Москве. Мировое почвоведение складывалось и развивалось на основе успехов русской почвоведческой науки; в международную почвоведческую терминологию вошли многие русские слова и понятия. Имя великого естествоиспытателя, создателя почвоведения как науки В. В. Докучаева получило в нашем веке громкую и заслуженную известность среди ученых всего мира.
Инициатива В. И. Вернадского вызвала к жизни в начале первой мировой войны научное учреждение по выявлению и разработке природных богатств России — Комиссию по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС). Эта комиссия плодотворно работала многие годы. Прямым преемником ее является ныне действующий Совет по изучению производительных сил СССР. Сильно расширились международные связи русской науки. Президентом Международной сейсмологической ассоциации был избран создатель сейсмологии Б. Б. Голицын (1911 г.). Едва ли не самую важную роль в Международном союзе для исследования Солнца, организованном в 1905 г., играл астроном А. А. Белопольский. На Международном конгрессе физиков в 1900 г. П. Н. Лебедев вызвал сенсацию сообщением об установлении им опытным путем давления света.
С отдельными лекциями и целыми курсами лекций выступали за рубежом десятки русских ученых: П. Н. Лебедев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев и многие другие.
Признание международной общественностью успехов российской науки выразилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Такие премии были вручены И. П. Павлову за его труды по изучению процессов пищеварения (1904 г.) и И. И. Мечникову — за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний (1908 г.). Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 2519 | |