Развитие книги и печати в России в начале 20 века Книга и периодическая печать начали играть чрезвычайно важную роль в общественно-культурной и политической жизни России эпохи империализма. Возрастало отечественное производство бумаги, все больше литературы поступало в Россию из-за рубежа, намного увеличилось число типографий, лито- и цинкографий. Производство книг, журналов и газет, книгоиздательское и переплетное дело становились серьезными промышленно-предпринимательскими занятиями.
Книжное дело и печать развивались в то время в России в системе крупного капиталистического хозяйства. В лице А. С. Суворина и И. Д. Сытина появились едва ли не первые русские издатели-миллионеры, нажившие баснословные капиталы на книжном деле. Купцы, аристократы, фабриканты-миллионеры, люди, державшиеся и консервативных, и либеральных, и демократических взглядов, вкладывали капиталы в книгоиздательства («Скорпион» Рябушинского, «Донская речь» Парамонова) и в издания дорогих художественно-литературных журналов («Мир искусства», «Золотое руно» и др.). В деятельности первого в России объединения предпринимателей в области книжного дела, каким было Российское общество кни-гопродавцов и издателей, выразительно наметились тенденции к монополистическим приемам хозяйствования на российском книжном рынке.
Книжный, журнальный и газетный поток ширился с каждым годом. В 1913 г. в России выпущено было только на русском языке 106 765 138 экземпляров книг стоимостью свыше 40 млн. руб., 874 газеты, 1263 журнала. В 1914 г. Россия (впервые в ее истории) участвовала в знаменитой Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге; многие издания лучших книжных фирм России получили награды.
Помимо легальных изданий, в стране действовало немало подпольных типографий и распространялось множество нелегальных книг, газет, брошюр, листовок. Часть их печаталась на русском языке за границей, а потом конспиративно доставлялась российским читателям. Нелегальная революционная литература, прежде всего литература революционной рабочей демократии, имела насущно важное значение для идейно-политического просвещения масс.
Главнейшими центрами книжного дела в России по-прежнему оставались Петербург и Москва. В них были сосредоточены самые крупные книгоиздательства, выпускавшие в совокупности не менее 1 2/з всей книжной продукции России. Здесь же находились фирмы двух русских книжных королей: А. С. Суворина в Петербурге и И. Д. Сытина в Москве. В деятельности их ясно проступали две глубоко отличные тенденции: у первого — консервативно-охранительная, у второго — буржуазно-демократическая, просветительская.
Суворин рвался к наживе, стремился к влиянию в «высшем обществе»; начав с бедняка, либерала и даже демократа, он окончил свой путь в 1912 г. как «миллионер, самодовольный и бесстыдный хвалитель буржуазии, пресмыкающийся перед всяким поворотом политики власть имущих» *. Одна из самых крупных в России газет — «Новое время» Суворина, приносившая ему огромные доходы, вошла в общественное сознание под постыдным именем «Чего изволите?» Она была образцом продажных газет в России. «Нововременство» стало выражением, идентичным понятиям: отступничество, ренегатство, подхалимство. «„Новое время11 Суворина — образец бойкой торговли „на вынос и распивочно11. Здесь торгуют всем, начиная от политических убеждений и кончая порнографическими объявлениями» 2,— так оценивал Ленин газету Суворина.
Сытин вышел из крестьян Костромской губернии; начал со службы мальчиком в книжной лавке, потом обзавелся небольшой литографией и разбогател на издании лубочных картинок. От картинок он перешел к дешевым книгам и стал главой крупнейшего издательства дешевых и хороших книг для самых широких читательских масс России. Книга, всем своим характером рассчитанная на народ, прославила имя Сытина. Празднование 50-летия его книгоиздательства в 1916 г. стало национально-культурным торжеством. Он «приблизил к народу настоящую книгу»,— писал тогда о Сытине известный педагог и автор детских книг Н. ТулуповСытин дал России самые дешевые издания собраний сочинений Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова и других классиков нашей литературы, издал популярные Народную, Детскую и Военную энциклопедии.
Книгоиздательства братьев Гранат, Брокгауза и Ефрона специализировались на словарях, энциклопедиях, на издании классиков мировой литературы или многотомных обобщающих коллективных научных трудов. Издатель Девриен выпускал прекрасно оформленные капитальные сочинения по географии, естествознанию, сельскому хозяйству. Издательство московского фабриканта и финансиста Сабашникова завоевало популярность сериями книг по истории и литературе. Фирма Риккера снабжала читателей высококачественно отпечатанными и хорошо подобранными книгами по медицине, математике, физике, химии; несколько медицинских, общих и отраслевых журналов в течение десятков лет выпускались этим же издателем. Товарищество «Знание», книгоиздательство педагога-демократа К. П. Пятницкого, долгое время идейно направляемое М. Горьким, ориентировалось на демократического, передового читателя; оно старалось поддержать молодых писателей-реалистов: Куприна, Серафимовича, Скитальца, Гарина-Михайловского, Бунина, Шмелева. 40 книг литературно-художественных сборников «Знания», выпущенных с 1904 по 1913 г., содержали все лучшее, что написали русские писатели-реалисты за это время. Расцвет книгоиздательской деятельности «Знания» был связан с эпохой первой революции.
Революция 1905—1907 гг. вызвала к жизни массовую политическую и общественно-просветительную литературу в России. Общедоступные политические брошюры, небольшие по объему сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, А. Бебеля, С. и Б. Вебб, П. Лафарга, А. Герцена стали издаваться массовым тиражом вновь возникшими издательствами «Труд» и «Колокол» в Москве, «Молот» — в Петербурге, «Донская речь» — в Росто-ве-на-Дону, «Вперед» и «Буревестник» — в Одессе и многими другими. Молниеносно расходилась такая литература. Характеризуя эту эпоху, Ленин писал: «Миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, «низами» так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России... Купцы бросали торговать овсом и начинали более выгодную торговлю — демократической дешевой брошюрой. Демократическая книжка стала базарным продуктом» '.
В то же время значительно больше стало издаваться журналов и особенно газет; во много раз выросли их тиражи. «Толстые» ежемесячные журналы были потеснены такими конкурентами, как газета и еженедельный иллюстрированный журнал. В широких читательских кругах, главным образом буржуазных и мелкобуржуазных, исключительную известность приобрел еженедельный журнал «Нива» (издатель А. Ф. Маркс). В качестве приложений к нему были изданы собрания сочинений многих русских писателей.
В годы нового подъема революционного движения и начавшейся первой мировой войны резко возрос общественный интерес к газетам. Их расхватывали, выпрашивали, передавали из рук в руки. В середине 90-х годов в России выпускалось на русском языке 105 ежедневных газет (из них в Москве и Петербурге — 28). После 1905 г. картина стала иной: всех зарегистрированных периодических изданий, выходивших в России, было в 1908 г. 2028а в 1912 г. — 2787, из них 1131 название (40% всех изданий) приходилось на долю газет. Из этого числа газет на русском языке выходило 827. К этому времени издавались в России еще газеты на 24 'языках (среди них 62 газеты — на польском, 39 — на немецком, 32 — на латышском, 26 — на эстонском, 23 — на древнееврейском, 20 — «на татарских наречиях», 16 — на грузинском, 12 — на армянском, 5 — на литовском, 5 — на еврейском)1 2.
По общественно-политической направленности большая часть русских журналов и газет той эпохи была либерально-буржуазной. Наиболее популярными были «толстые журналы» — петербургский «Вестник Европы» (старейший и, можно сказать, классический по благопристойной бесцветности буржуазный журнал) и московская «Русская мысль» (кадетская по духу), возглавляемая П. Б. Струве. Либерально-народническим органом было«Русское богатство». Интересам либеральной буржуазии «верой и правдой» служили «Русские ведомости», «Речь», «Биржевые ведомости», «Русское слово».
Из официозно-охранительных, монархических, а после 1905 г. и прямо черносотенных газет и журналов были: «Россия»,
«Гражданин», «Киев», «Русское знамя», «Земщина». По своей политической направленности к этой же группе изданий принадлежали «Церковность», «Московские церковные ведомости», «Русская земля». Лидером всех таких органов были по-прежнему «Московские ведомости». Сколько-либо значительным распространением и влиянием реакционно-монархическая и церковно-религиозная печать не пользовалась. Очень близкими к ней по роли, которую они играли в общественно-культурной жизни, были журналы и газеты низкопробного бульварного типа, рассчитанные на мелкобуржуазного читателя —обывателя.
В трудных условиях крепла и развивалась демократическая печать. На рубеже XIX и XX вв. революционно-марксистские издания печатались, как правило, за границей. Легальная партийная печать в России, печать двух направлений — большевистского и меньшевистского — появилась на наивысшем гребне революционной волны 1905—1907 гг.
Любимыми среди рабочих читателей в 1907—1917 гг. были большевистские газеты «Звезда» и «Правда» (с 1912 г.), общественно-политический и литературный журнал марксистского направления «Просвещение», теоретический марксистский журнал «Мысль». Вокруг таких периодических изданий, в их редакциях, выросли и сформировались замечательные представители марксистской публицистики и литературы революционной русской рабочей демократии: В. В. Боровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский, Н. Н. Батурин, В. Д. Бонч-Бруевич, М. Н. Покровский, А. Е. Бадаев.
Общепризнанным главой марксистских публицистов и литераторов был В. И. Ленин.
Довольно значительным распространением в те годы пользовались и некоторые социал-демократические издания меньшевистского направления. Главными публицистами в них обычно выступали Г. В. Плеханов, А. Н. Потресов, Ю. О. Мартов.
Большую популярность в годы первой русской революции получили боевые сатирические журналы демократического направления, лучшие из которых («Пулемет», «Зритель», «Сигнал», «Жупел», «Свобода») имели остро злободневное политическое содержание; они метко били по самодержавию и силам реакции.
Пролетарскую печать рабочие не только читали, но и создавали. Социал-демократические издания, особенно большевистские, имели многочисленных корреспондентов из числа фабричных и заводских рабочих. Даже у меньшевистского «Луча» были рабочие сотрудники. Один из кадетских публицистов А. С. Изгоев, несколько упрощая картину состояния рабочей печати и неправомерно ставя в один ряд большевистскую «Правду» и меньшевистский «Луч», писал летом 1913 г.: «,,Луч“ и „Правда11 сильны не тем, что пишут о рабочих и для рабочих, а тем, что в них рабочие пишут о себе самих. Никакая другая партия не могла этого добиться, ни из правых, ни из левых... Одни только социал-демократы покамест смогли перешагнуть через эту стену. В этом их сила, в этом их историческое значение и — заслуга...» 1
Что и говорить: верно, очень верно подмечено, в чем была сила и правда рабочей печати! Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 5394 | |