Культурно-бытовые сдвиги. Просвещение и печать в конце 19 – начале 20 века

Культурно-бытовые сдвиги. Просвещение и печать в конце 19 – начале 20 века

Приближение XX века, какого-то особенного, отличного от доживавшего последние годы века XIX, стало осознаваться примерно лет за пять — семь до его начала. И это было естественно: именно с середины 90-х годов обозначился новый период в истории того класса, жизнь и борьба которого были определяющей силой в исторических судьбах России той эпохи. Речь идет о российском пролетариате, о начале рабочего периода революционного движения в нашей стране. «Пролетарская борьба захватывала новые слои рабочих и распространялась по всей России, влияя в то же время косвенно и на оживление демократического духа в студенчестве и в других слоях населения»

 

Быстро распространились в обществе написанные молодым М. Горьким «Песня о Соколе» (1895 г.) и «Песня о Буревестнике» (1901 г.). На сходках, маевках и демонстрациях зазвучали песни Л. П. Радина «Смело, товарищи, в ногу» (1897 г.), Г. М. Кржижановского «Варшавянка» (1897 г.), гимн рабочей солидарности «Интернационал», русский перевод текста которого был выполнен А. Я. Коцем (1902 г.). «Почуяласьогромная, прочная новая сила, уверенно выступающая на арену русской истории,— вспоминал В. В. Вересаев, — Совсем новые люди были кругом — бодрые, энергичные, с горящими глазами и с горящими сердцами. Дикою и непонятною показалась бы им проповедь „счастья в жертве", находившая такой сочувственный отклик десять лет назад. Счастье было в борьбе — в борьбе за то, во что верилось крепко, чему не были страшны никакие „сомнения" и „раздумия"» 1 2.

 

Явление нового века в общественном сознании наиболее выпукло выразилось в успешной, победоносной борьбе марксистов против изжившей себя народнической идеологии. Десятилетие 1894—1904 гг. было временем широкого распространения марксизма в России. Марксизм овладевал общественным сознанием страны.

 

Радостью борьбы, верой в победу революции был проникнут пролетариат; его борьба усиливала демократические настроения в других социальных слоях. В то же время тягостной, мертвящей апатией, предчувствиями конца и краха пронизаны были настроения владельцев и обитателей дворцов, усадеб и особняков.

 

Можно наметить по крайней мере три полосы в русской общественно-культурной жизни последней четверти века перед падением царизма.

 

Десятилетие, примерно от середины 90-х годов XIX в. и по 1904 г. включительно, по справедливости может быть названо кануном первой революции в России.

 

Вторая, определенная в своей целостности полоса — первая русская революция 1905—1907 гг.

 

Третья полоса была временем между двумя революциями, это — десятилетие 1907—1917 гг. В пределах этих 10 лет явственно различаются годы реакции, годы нового революционного подъема, наконец, время первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции в России. Определяющим для культурной жизни фактором политической действительности кануна первой революции был широчайший, всеохватывающий демократический подъем. Главной его особенностью было все более заметное выступление рабочей демократии, увлекавшей за собой основную массу населения страны, в том числе и значительную часть интеллигенции.

 

Общенациональный демократический подъем сказывался в те годы во всех областях науки, искусства и литературы, в печати и школе, во всей культурной жизни России.

 

Тяга к освобождению от политического и национального гнета, тяга к просвещению, знаниям, науке, боевые наступательные настроения были очень характерны для культурной жизни того времени.

 

Революционные потрясения 1905—1907 гг. ознаменовались в культурной жизни России необыкновенным ростом желания разных слоев населения не только самим разбираться в политике, но и самим делать ее. Сама революция явилась, по словам М. Горького, «актом великого культурного значения» В те годы резко противостояли друг другу силы революции и силы реакции во главе с самодержавием. Среди деятелей культуры происходило отчетливее, чем прежде, размежевание двух станов. Демократические и социалистические элементы в культуре решительно вставали в стан революции. В то же время, увидев воочию, какой грозной революционной силой стала рабочая демократия, либеральная буржуазия круто повернула вправо, к правительству.

 

Первые три года после третьешоньского переворота 1907 г. прошли под знаком поражения революции и разгула реакции. Это были тяжелые годы упадка, годы столыпинщины, годы общественной усталости, пессимизма и разочарования менее устойчивых элементов интеллигенции в идеях революции и демократии.

 

Крайне болезненно и тягостно сказалось это время в истории русской культуры. «Веховщина» и декаданс царили на поверхности культурной жизни страны.

 

Только накануне первой мировой войны и особенно в ходе ее снова начали усиливаться передовые, свободолюбивые общественные настроения. Господствующая буржуазная, помещичья, поповская и черносотенная культура явно оскудела. Ростки новой, народной культуры, порождаемые революционной рабочей демократией и тяготевшим к ней трудовым крестьянством, заметно усиливались в эти годы. Молодой В. Маяковский уже видел: Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом венке революций, грядет шестнадцатый год.

 

Безвестный пролетарский поэт в стихотворении «Привет товарищам», напечатанном в «Правде» 12 марта 1917 г., сразу же после свержения самодержавия, пророчески писал:

И над руинами царизма,

Над пеплом царевых палат

Поднимет флаг социализма

Свободный пролетариат!



Источник: http://История, СССР
Категория: История | Добавил: fantast (01.11.2018) | Автор: Культурно-бытовые сдвиги. Просвещен
Просмотров: 809 | Рейтинг: 0.0/0