Революция набирает силу. 1917 год Таким образом, шло время, а коренные задачи революции — дать народу мир, полную свободу, хлеб, землю — оставались неразрешенными. Рабочим и крестьянам, как и прежде, приходилось упорно бороться за каждое свое требование.
Вначале большинство рабочих, солдат и крестьян не понимало еще, что без отстранения буржуазии от власти нельзя удовлетворить их нужды и чаяния. Но революция быстро учила народные массы. На почве обострения борьбы между трудом и капиталом в связи с отказом капиталистов удовлетворить экономические требования рабочих с новой силой развернулось рабочее движение. Оно носило массовый, боевой и наступательный характер. От выступлений против отдельных предпринимателей рабочие в мае — июне переходили к борьбе против капиталистов в масштабе целых промышленных районов или отраслей промышленности. Наступление на капитал возглавили фабзавкомы и профсоюзы. Благодаря этому рабочее движение стало более организованным. В ряде мест (Москва, Сормово, Харьков, Киев и др.) рабочим пришлось прибегнуть к такому острому средству борьбы, как стачки. Рабочие все смелее вмешивались в капиталистическое производство, во многих случаях устанавливали контроль за наймом и увольнением, за снабженческо-сбытовой деятельностью предприятий. Рабочий класс начал создавать свои вооруженные формирования в лице отрядов Красной гвардии и рабочей милиции.
Политическая работа большевиков в массах и суровые уроки жизни способствовали быстрому освобождению рабочего класса от революционно-оборонческого угара. Сплочение пролетариата вокруг большевистской партии, рост политической активности и сознательности усилили его роль как вождя революции. Пролетарское влияние на демократические массы заметно расширилось.
Нарастало революционное движение в армии и флоте; солдаты и матросы были недовольны затягиванием войны, в штыки встречали попытки генералитета восстановить старые порядки в армии. Борьба солдат принимала различные формы: требования скорейшего заключения мира, неподчинение приказам, братания, аресты офицеров и т. п. Солдаты были возмущены репрессиями, начавшимися в связи с подготовкой к наступлению, и самим наступлением 18 июня. Военачальники постоянно жаловались, что большевистская агитация за мир находит все больший отклик у солдатской массы. Революционизированию армии в немалой степени способе! вовала совместная работа передовых солдат и матросов с рабочими в Советах, а также тес-• ные связи между воинскими частями и заводами.
Медленнее, не без колебаний становилось на путь революционной борьбы крестьянство. Игнорирование правительством в угоду помещикам крестьянских нужд постепенно убеждало крестьян в том, что они должны полагаться на собственные силы. Крестьянское движение, острием своим направленное против помещиков, приобретало все более активные формы и широкий размах. В мае — июне непосредственно и через свои организации, а также местные земельные и продовольственные комитеты участились случаи захвата крестьянами земли, посевов, сенокосов и инвентаря помещиков. Призывы большевистской партии о безотлагательном разрешении земельного вопроса самими крестьянами падали на благодатную почву. Одновременно крестьянство выдвигало и общеполитические требования (прекращения войны, скорейшего созыва Учредительного собрания и т. п.).
Удельный вес выступлений беднейшего крестьянства против кулачества был еще невелик. Явно доминировала борьба всего крестьянства против помещиков.
В революционное движение, охватившее всю Россию, активно включились представители всех национальностей. Они не могли примириться с угнетательским характером национальной политики Временного правительства. Национально-освободительное движение переживало бурный подъем. Если первый месяц революции ушел на оформление национальных общественно-политических организаций (Центральная Рада на Украине, Литовский Национальный Совет, национальные советы в Азербайджане, Грузии, Армении, Таллинский союз эстонских общественных организаций, Казанский мусульманский комитет и др.), то последующие месяцы были периодом борьбы всех наций за признание их национальных прав центральной властью. В то же время в национально-освободительном движении более четко определилось два направления: буржуазно-националистическое и революционно-демократическое. Буржуазия национальных районов, опираясь на поддержку националистических мелкобуржуазных партий, спешила собрать под свое знамя трудящихся «своих» наций; она, как правило, возглавляла представительные национальные организации, используя их для торга и соглашения с Временным правительством. Революционно-демократическое крыло национально-освободительного движения выдвигало на первый план социальные требования, единые для трудящихся всех народов России; оно развивалось в русле общего пролетарского или демократического движения и постепенно набирало силу.
Революция с каждым месяцем шла вперед, расширяя свою социальную базу.
Большевистская партия, одобрив на Апрельской конференции ленинский курс на социалистическую революцию, последовательно добивалась перехода государственной власти к Советам. Она разъясняла массам, что ни буржуазия, ни мелкобуржуазные реформисты не могут разрешить задачи революции в интересах трудящихся. В условиях, когда было объективно возможно мирное развитие революции, партия сплачивала массы вокруг Советов и в то же время боролась за завоевание в них большинства. Большевики активно работали во всех массово-политических организациях — Советах, фабзавкомах, профсоюзах и т. п. Они стойко защищали интересы трудящихся, смело разоблачали контрреволюционную политику буржуазии, колебания и соглашательство эсеров и меньшевиков. Авторитет партии и ее влияние на массы быстро росли. Уже в июне большинство питерских рабочих — цвет русского пролетариата — шли за большевиками. И хотя соглашательский блок, как показал I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (3—24 июня), вел еще за собой большинство народа, его политические позиции слабели день ото дня.
Буржуазия стремилась любой ценой повернуть в свою пользу ход событий. При поддержке Временного правительства она укрепилась и сорганизовалась. С начала мая капиталисты не только усилили сопротивление рабочему классу, но и явно готовились перейти в наступление. Контрреволюция особенно воспрянула духом в связи с начавшимся 18 июня наступлением на фронте. Одним из центров контрреволюции стали так называемые «частные совещания» членов Государственной думы. Люди вчерашнего дня, вроде Пуришкевича, откровенно выступали здесь с контрреволюционными призывами «властно заговорить с чернью».
Укрепление контрреволюции и ее вылазки накаляли политическую атмосферу. Народные массы, разочаровываясь во внешней и внутренней политике Временного правительства, выражали громкое недовольство его бездеятельностью. Большевистский лозунг «Вся власть Советам!» становился одним из самых популярных в народных массах. Классовые противоречия обострялись. Усилились колебания мелкобуржуазной демократии, метавшейся от буржуазии к пролетариату и обратно.
Всю меру недовольства широких рабочих и солдатских масс буржуазным Временным правительством показала демонстрация 18 июня в Петрограде и других городах. Совершенно неожиданно для соглашателей она обнаружила громадный рост авторитета большевистской партии и ее лозунгов среди политически активных слоев народа. Июньская демонстрация показала решимость масс дать отпор организовавшейся контрреволюции, способствовала сплочению рабочих и солдат, неизмеримо повысила их политическую сознательность. Еще более чем демонстрация 20—21 апреля она приковала внимание масс к необходимости решить основной вопрос революции — вопрос о власти путем передачи ее Советам.
К началу июля возросшая политическая напряженность в стране вылилась в июльский политический кризис. Толчком к нему послужил правительственный кризис, развязанный министрами-кадетами, ушедшими 2 июля из состава Временного правительства. Этот провокационный шаг преследовал цель оказать давление на эсеро-меньшевистский блок и принудить его перейти к открытой борьбе с революционным народом. С другой стороны, бившее через край недовольство рабочих и солдат войной, тяготами разрухи, политикой буржуазного Временного правительства привело к стихийному взрыву. 3—4 июля в Петрограде состоялась мощная демонстрация рабочих и солдат. Она представляла собой последнюю попытку масс оказать морально-политическое давление на Советы, заставить их мирно взять власть в свои руки. Однако эсеро-меньшевистские лидеры ЦИК Советов, напуганные этим выступлением, отказались внять призыву революционных масс. Власти бросили против демонстрантов войска, применившие оружие. Лидеры эсеров и меньшевиков приняли активное участие в подавлении выступления рабочих и солдат, благословили вызов в столицу контрреволюционных войск. Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 455 | |