Оживление буржуазной идеологии в 20-е годы в СССР

Оживление буржуазной идеологии в 20-е годы в СССР

Острая классовая борьба происходила не только в экономике, но и в области идеологии. Активизация капиталистических элементов вызвала оживление буржуазной идеологии. Некоторые представители буржуазной интеллигенции надеялись, что нэп означает отказ Коммунистической партии от строительства социалистического общества и приведет в конечном счете к реставрации капитализма. Наиболее ярко и открыто эти настроения проявились в так называемом сменовеховстве.

 

В июле 1921 г. в Праге был издан литературно-политический сборник статей под названием «Смена вех». В этом сборнике участвовали Н. Устрялов, Ю. Ключников, А. Бобрищев-Пушкин и др. Основное кредо сборника: нэп — это эволюция советского строя к капитализму. Россия нэповская, по мнению сменовеховцев, должна была снова стать капиталистической.

 

Новая экономическая политика изображалась сменовеховцами как «сумерки революции», только как отступление. Но, говорили они, это отступление недостаточно систематично, недостаточно планомерно, слишком ограниченно. Они призывали довести это отступление до конца, дать полную свободу частной инициативе и частному предпринимательству. Нэп сменовеховцы расшифровывали как «национальную экономическую политику». Социальной базой этой «национальной политики» они считали новую буржуазию (нэпманов) и кулацкие слои деревни.

 

Постепенно движение сменовеховства захватило более широкие круги белой эмиграции. Сменовеховцы издавали свои журналы и газеты: в Париже («Смена вех»), Софии («Новая Россия»), Берлине («Накануне»), Риге («Новый путь»), Харбине («Новости жизни»).

 

Сменовеховцы-эмигранты нашли поддержку внутри страны. «Сменовеховцы,— говорил В. И. Ленин,— выражают настроение тысяч и десятков тысяч всяких буржуев или советских служащих, участников нашей новой экономической политики».

В Москве сменовеховцы объединились вокруг журнала «Россия», а затем «Новая Россия». В этом журнале печатались статьи, призывавшие «расширить» рамки нэпа, ликвидировать национализацию промышленности, отменить монополию внешней торговли.

 

Еще резче и определеннее программа капиталистической реставрации проповедовалась на страницах журнала «Экономист», который начал выходить в Петрограде в 1922 г. В. И. Ленин, ознакомившись с первым номером журнала, назвал его органом «образованных крепостников» и потребовал его закрытия.

 

В первые годы нэпа возникла так называемая Живая церковь — своеобразное сменовеховство на церковном фронте. «Живоцерковники» много писали и говорили о своем лояльном отношении к Советской власти и даже о «борьбе с церковной контрреволюцией». В уставе «Живой церкви» содержался параграф, по которому членами этой группировки могли быть лишь священнослужители, признающие «справедливость российской социальной революции и мирового объединения трудящихся для защиты прав трудящегося и эксплуатируемого человека» '. Столь пышные декларации не помешали, однако, автору их — главе «живоцерковников» Красницкому — объединиться затем с главой церковной контрреволюции патриархом Тихоном. Вся эта внешне «революционная» фразеология церковников была в сущности камуфляжем и представляла собой попытку приспособить церковь к новым условиям, чтобы задержать отход трудящихся от религии и церкви.

 

Единая линия, единая платформа реставрации капитализма связывали сменовеховцев, буржуазных литераторов из журнала «Экономист» с меньшевиками и эсерами.

 

Реставраторскую программу поддерживали различные псевдореволюционные группы, называвшие себя «рабочими» и даже «коммунистическими». Бывшие деятели «рабочей оппозиции» (Г. Мясников, Н. Кузнецов и др.) образовали «рабочую группу», которая рассматривала нэп как восстановление «нормальных капиталистических отношений», требовала предоставления всем политическим партиям в России свободы слова и печати. Весной 1921 г. небольшая группа членов РКП (б) создала полуменьшевистскую организацию «Рабочая правда». Эта организация считала, что социалистическая революция открыла перед Россией «широкие перспективы быстрого превращения в страну передового капитализма». «Рабочая правда» вела Подпольную антисоветскую Деятельность, стремилась, как и «рабочая группа», образовать особую политическую партию.



Источник: http://История, СССР
Категория: История | Добавил: fantast (02.11.2018) | Автор: Оживление буржуазной идеологии в 20
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0/0