Первые шаги восстановления промышленности в 20-е годы в СССР Голод и топливный кризис не остановили начавшегося восстановления промышленности. Прежде всего были приняты меры по оказанию помощи каменноугольным бассейнам и нефтяным промыслам. Туда в первую очередь завозилось продовольствие. Изыскивались средства для скорейшей доставки в Донбасс крепежного леса, оборудования. Добыча угля постепенно росла.
По добыче торфа Советская страна в 1921 г. превысила уровень 1914 г. на 40%. Шахтеры, нефтяники и рабочие-торфяники в 1921 г. добились значительных успехов в повышении производительности труда. Наибольшее оживление сразу же наметилось в области производства товаров широкого потребления. Этому способствовал необычайно широкий спрос на изделия легкой промышленности в городе и особенно в деревне. Быстро поднималась текстильная промышленность. Летом 1921 г. работало только 6 хлопчатобумажных прядильных фабрик, а в декабре — 44 фабрики. Такая же картина наблюдалась в ткацком хлопчатобумажном производстве.
Первые признаки оживления наметились также и в отдельных отраслях металлургической промышленности и машиностроении. Значительно улучшилась работа на Сормовском, Коломенском, Брянском, Луганском, Мытищинском и других заводах, занятых изготовлением и ремонтом паровозов и вагонов. 2 ноября 1921 г. СТО под председательством В. И. Ленина постановил расширить программу металлического производства. Отпуск угля для металлургии был увеличен.
Уже в 1921 г. началась реализация плана ГОЭЛРО. Все работы по электрификации промышленности и строительству новых станций правительство признало «имеющими первостепенное государственное значение» '. К строительству электрических станций были привлечены выдающиеся инженеры. Главным инженером Волховстроя был Г. О. Графтио, Каширстроем руководил Г. Д. Цюрупа, начальником строительства Шатурской станции был назначен А. В. Винтер.
Важнейшим объектом программы электростроительства стала Волховская гидроэлектростанция, сооружение которой было отнесено «к разряду внеочередных строительных работ»1 2. 7 октября 1921 г. вопрос о Волховстрое обсуждался на IV сессии ВЦИК VIII созыва. Главный инженер строительства Г. О. Графтио сообщил о трудностях и всевозможных препятствиях, возникавших в ходе сооружения Волховской ГЭС. Он рассказал о помощи строительству, оказанной В. И. Лениным. «Одно известие о том,— говорил Графтио,— что Волхов получил высокую поддержку, окрылило всех работников на Волхове...» 3
Были приняты меры и для ускорения сооружения Каширской электростанции, пуск которой усиливал энерговооруженность промышленности Москвы. В. И. Ленин требовал от всех ведомств, причастных к Каширскому строительству, исправного и ускоренного снабжения Каширской стройки всеми материалами, топливом, оборудованием, рабочей силой, продовольствием. Советское правительство повседневно заботилось также о строительстве Шатурской, Нижегородской, Штеров-ской, Кизеловской и других электростанций первой очереди.
В 1921 г. промышленное производство по сравнению с предшествующим годом увеличилось на 42,1%. Однако это были только первые шаги. Страна получила в этом году лишь Vs часть довоенной промышленной продукции. Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 702 | |