Трудности первого послевоенного года в 20-е годы в СССР Трудным, невероятно трудным был первый год восстановления народного хозяйства. Советскому народу пришлось вынести новые тяжелые невзгоды, пройти полосу новых испытаний.
В стране продолжался топливный кризис. Он тормозил восстановление промышленности, парализовал транспорт, срывал перевозки продовольствия, затруднял демобилизацию армии. В довершение всех бедствий в 1921 г. в обширном районе Поволжья, Приуралья, Кавказа, Крыма, части Украины засуха уничтожила все посевы. Разоренное за годы империалистической и гражданской войн мелкое крестьянское хозяйство не могло выстоять в борьбе со стихией. К началу весны 1922 г. в этих районах голодало около 22 млн. человек. Поезда и железнодорожные станции были переполнены беженцами.
К маю 1922 г. от голода в неурожайных районах умерло около 1 млн. человек. Огромных размеров достигла детская беспризорность: около 2 млн. детей осталось сиротами.
Все силы Советской власти и народа были брошены на борьбу с голодом. 18 июля 1921 г. при ВЦИК была образована Центральная комиссия помощи голодающим под председательством М. И. Калинина. Комиссии помощи голодающим создавались и при Центральных исполнительных комитетах Украины, Белоруссии и других республик, при губернских, уездных и волостных исполкомах, при профсоюзах и на крупных предприятиях.
Крестьянам пострадавших губерний была прежде всего оказана помощь семенами и продовольствием. Осенью 1921 г. и во время весеннего сева 1922 г. Советское правительство отпустило голодающим губерниям более 55 млн. пудов семян. Крестьянам Поволжья из государственных фондов было отправлено большое количество продовольствия. Активную деятельность развернули и общественные организации. Они собрали для голодающих 10,6 млн. пудов продовольствия и большую сумму денег.
Значительную помощь голодающим могли оказать иностранные государства. Однако международная буржуазия отказалась снабдить нашу страну продовольствием и кредитами на закупку хлеба. Она хотела использовать голод для свержения пролетарской диктатуры.
Под видом заботы о голодающих Верховный совет союзников создал в Париже специальную комиссию, во главе которой был поставлен бывший французский посол в России, один из организаторов антисоветской интервенции Нуланс. Вместо присылки хлеба умиравшим от голода крестьянам эта комиссия предложила план изучения экономических ресурсов Советской страны. Это «изучение» нужно было не для практической помощи голодающим, а для подготовки нового вторжения в пределы страны Советов.
Советское правительство разоблачило подлинные намерения комиссии Нуланса и отказалось дать разрешение на приезд в Советскую страну представителям этой организации. В октябре 1921 г. в Брюсселе состоялась конференция «но оказанию помощи Советской России», на которой присутствовали представители 19 государств. В своем постановлении конференция высказалась против предоставления Советской России кредитов на закупку хлеба для голодающих.
Однако трудящиеся капиталистических стран заняли другую позицию. В ответ на обращение В. И. Ленина «К международному пролетариату» в Берлине был создан «Заграничный комитет для организации международной помощи голодающим Советской России» («Межрабпом»). Под его руководством среди трудящихся различных стран проходил сбор средств на закупку хлеба для Поволжья. Эта искренняя и бескорыстная помощь свидетельствовала о братской солидарности рабочих всего мира с советским народом.
Значительную помощь Советской стране оказала международная организация, созданная усилиями выдающегося норвежского исследователя Арктики Ф. Нансена. Эта организация ввезла в Советскую страну около 5 млн. пудов продовольствия.
Голодающим Поволжья помогали и другие заграничные организации: Красный Крест, различные религиозные организации (квакеры), профсоюзы и т. д.
20 августа 1921 г. в Риге между представителями Советского правительства и Американской администрации помощи (АРА) 1 было подписано соглашение о помощи голодающим Поволжья. На основании этого соглашения АРА ввезла в Советскую страну свыше 28 млн. пудов продовольствия. Однако АРА, возглавляемая реакционным политическим деятелем Г. Гувером, пыталась использовать хлеб и сгущенное молоко не только как средство благотворительности, но и как оружие борьбы против Советской власти. Руководители АРА вербовали в свой аппарат «бывших людей» (белогвардейцев, меньшевиков, эсеров, кулаков и т. д.), которые ненавидели советский строй.
В связи с голодом подняла голову внутренняя контрреволюция. Вошедшие во «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» («Помгол») известные кадетские деятели Прокопович, Кускова, Кишкин вместо сбора средств для голодающих пытались установить связи с белогвардейскими организациями за рубежом. «Помгол», который трудящиеся иронически называли «Прокукиш» (по начальным слогам фамилий выше названных кадетов) отказался от работы в местных комитетах и ультимативно потребовал посылки своей делегации за границу. 27 августа 1921 г. он был распущен декретом ВЦИК. Голод пыталась использовать также церковная контрреволюция. Некоторая часть духовенства во главе с патриархом Тихоном выступила против декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей.
По директивам Тихона, духовенство, опираясь на контрреволюционные элементы, во многих городах и селах страны спровоцировало выступления верующих против осуществления декрета об изъятии церковных ценностей. В Петрограде, Москве, Смоленске, Шуе, Калуге, Киеве, Нежине, Вологде, Симбирске и некоторых других городах дело дошло до нападений со стороны фанатиков и антисоветских элементов на представителей местных властей, осуществлявших декрет. Эти выступления не были поддержаны массами верующих, которые требовали употребить церковные богатства для сохранения жизни голодающих. Церковное золото, серебро и драгоценные камни были использованы на покупку за границей продовольствия для голодающих крестьян Йоволжья *. Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 470 | |