Переход к новой экономической политике в СССР в 20-е годы В тяжелейших условиях экономического и политического кризиса в стране только крутой поворот в области экономической политики мог обеспечить действительную возможность преодоления хозяйственных трудностей, восстановления экономики, удовлетворения интересов основной массы крестьянства. Сложность осуществления этого поворота объяснялась не только тем, что надо было, как образно говорил В. И. Ленин, «...перевести поезд на другие рельсы, а этот поезд должен тащить десятки миллионов людей», «когда мостами и рельс нет» '. Определение нового политического и экономического курса не могло сложиться сразу, возникнуть в совершенно готовом виде, без предварительных, иногда мучительных и сложных поисков новых путей, без «поисков экономической по лит и-к и » * 2.
Советское государство решало все основные теоретические и практические проблемы строительства нового, социалистического общества впервые в истории, идя неизведанными путями. Единственно правильное решение не было и не могло быть дано заранее, оно вырабатывалось постепенно, продумывалось, уточнялось, опиралось на практику жизни, на накопленный опыт. Коммунистическая партия могла использовать в своей деятельности тот план экономической политики, который был намечен В. И. Лениным еще весной 1918 г.: проведение ряда переходных мер в строительстве социализма и использование государственно-капиталистических форм в экономике. Ленин неоднократно говорил о преемственной связи между политикой весны 1918 г. и весны 1921 г. Вместе с тем нужно было учитывать, что за годы гражданской войны обстановка существенно изменилась. В условиях конца 1920 — начала 1921 г. после целой полосы «военно-коммунистической» политики перед партией встали новые задачи и новые вопросы, прежде всего вопросы установления отношений с крестьянством на иной, чем в годы гражданской войны, основе. С окончанием войны становилось все более ясным, что военно-политический союз с крестьянством по существу исчерпал себя. Однако новые формы этого союза не были найдены сразу.
Первые шаги в определении новых взаимоотношений с крестьянством В. И. Ленин сделал уже в своих докладах и выступлениях на VIII Всероссийском съезде Советов в конце декабря 1920 г.
Вся повестка дня VIII съезда Советов была посвящена вопросам перехода к мирному социалистическому строительству. Кроме отчетного доклада правительства, сделанного В. И. Лениным, съезд заслушал доклад Г. М. Кржижановского о плане ГОЭЛРО и одобрил этот план «как первый шаг великого хозяйственного начинания». Были заслушаны и обсуждены доклады о промышленности, «О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства» и приняты важные решения по вопросам транспорта и советского строительства.
VIII съезд Советов утвердил правительственное сообщение о сокращении Красной Армии и послал ей и флоту специальное приветствие, в котором говорилось, что славные победы советских вооруженных сил завоевали право на хозяйственное строительство и обеспечили «счастливую возможность приступить во всем объеме к непосредственному разрешению хозяйственных вопросов страны» '. Было принято также обращение «Ко всем трудящимся России» и отдельно к работникам железнодорожного и водного транспорта с призывом к мирному труду. Съезд утвердил союзный договор между РСФСР 71 Украиной и принял постановление об учреждении ордена Трудового Красного Знамени «в целях отличия перед всей республикой советов тех групп трудящихся и отдельных граждан, которые проявили особую самоотверженность, инициативу, трудолюбие и организованность в разрешении хозяйственных задач» 2.
Центральным вопросом в работе съезда было обсуждение законопроекта «О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства». В ходе обсуждения этого вопроса своеобразно переплетались старые и новые методы подхода к крестьянству. С одной стороньц практические мероприятия, намеченные в постановлении, не выходили за рамки «военного коммунизма» и в некотором отношении даже усиливали применение «военно-коммунистических» методов (государственное регулирование крестьянского хозяйства, планы обязательного засева, по существу дополнявшие продразверстку посевной и семенной разверсткой). Но, с другой стороны, в отдельных выступлениях как на самом съезде, так и на земельной секции и фракции РКП (б) уже вносились предложения, близкие к идее продовольственного налога. Некоторые делегаты прямо говорили о том, что при проведении государственного регулирования «без заинтересованности непосредственно самого производителя дело не подвинется... Так что первый и основной стимул — это заинтересовать самих производителей» *.
В. И. Ленин внимательно прислушивался к этим выступлениям, а в своих докладах и речах нацеливал съезд на необходимость выработки новых методов подхода к крестьянству, соответствующих новым условиям после окончания войны.
Основная мысль В. И. Ленина заключалась в том, что «надо опираться на единоличного крестьянина» 1 2, который как мелкий товаропроизводитель нуждается в экономических стимулах для развития своего хозяйства. Продумывая пути экономического стимулирования мелкого крестьянского хозяйства, В. И. Ленин на VIII съезде Советов ограничился только предложением о премировании отдельных старательных домохозяев и решительно отстаивал это предложение3. Особенно внимательно он отнесся к высказываниям и пожеланиям делегатов съезда — беспартийных крестьян, выступавших на специальном совещании. созванном 22 декабря 1920 г.
В январе и феврале 1921 г. кризис в стране еще больше обострился. Все труднее и труднее шел сбор продразверстки. Нарастал масштаб кулацких мятежей. Необходимость скорейшего принятия мер для налаживания отношений с крестьянством становилась все более неотложпой. В этих условиях В. И. Ленин требовал не только «политически побороть» и ликвидировать военными методами антисоветские мятежи, но и «экономически учесть безбоязненно»4 причины трудностей и осуществить смело и решительно назревший поворот в экономической политике партии.
В конце 1920 —начале 1921 г. В. И. Ленин особенно часто принимал крестьянские делегации и отдельных крестьян и подолгу беседовал с ними о положении в деревне. На приеме у В. И. Ленина побывали представители крестьян Московской. Владимирской, Тамбовской, Тверской, Уфимской, Иркутской и других губерний. В. И. Ленин хорошо знал о все растущем потоке крестьянских жалоб на трудность и непосильность разверстки, которые направлялись во ВЦИК на имя М. И. Калинина. Он считал особенно важным учитывать показания рабочего и крестьянского «барометра» (так В. И. Ленин называл письма трудящихся). По его предложению редакция газеты «Беднота» составила специальный доклад «О положении в деревне». Для этого доклада было использовано более 50 крестьянских писем, в которых говорилось о тяжести разверстки и трудном положении крестьянских хозяйств.
С разных концов страны к В. И. Ленину шли письма отдельных партийных работников, сигнализировавших о неблагополучии в деревне, о необходимости принятия неотложных мер для налаживания отношений с крестьянством Все эти предложения крестьян, рабочих, представителей старой большевистской гвардии сыграли важную роль в определении поворота к нэпу. Конечно, научно обоснованный план изменений в экономической политике был разработан и продуман В. И. Лениным не только в результате учета мнений и пожеланий самих крестьян. Ленинские выводы строились и определялись на основе глубокого анализа объективных процессов в экономике страны й особенностей развитий мелко-товарного производства в условиях переходного периода от капитализма к социализму. Величие В. И. Ленина состояло именно в том, что его проникновение в самую суть явлений, необыкновенная дальновидность и прозорливость в принятии единственно правильного решения всегда опирались на удивительное умение слышать голос жизни, голос широхшх масс и всесторонне учитывать опыт этих масс в практической работе.
«Поиски экономической политики» приходилось осуществлять в чрезвычайно сложной обстановке не только внутри страны, но и внутри партии. Профсоюзная дискуссия, как указывал В. И. Ленин, была непозволительной роскошью, они «отвлекла внимание партии от главного» *. Он много раз потом повторял, что политические ошибки в вопросе о профсоюзах, допускаемые Троцким и Бухариным, «...отвлекают нашу партию от хозяйственных задач, от „производственной11 работы, заставляют нас, к сожалению, терять время на исправление этих ошибок» 1 2.
Профсоюзная дискуссия, принявшая особенно обостренный характер в начале 1921 г., привела к задержке созыва X съезда партии почти на месяц (съезд был перенесен с февраля на март 1921 г.).
Но в то же время в ходе профсоюзной дискуссии, в борьбе с троцкистами и другими антипартийными группировками выкристаллизовался и сложился ленинский план перехода к нэпу.
Недаром В. И. Ленин говорил, что расхождения с Троцким по вопросу о профсоюзах являются по существу расхождениями «...по вопросу о методах подхода к массе, овладения массой, связи с массой. В этом вся суть» 3.
Профсоюзная дискуссия была на деле, как отмечалось впоследствии в партийных решениях, дискуссией «об отношении к крестьянству, подымавшемуся против военного коммунизма, об отношении к беспартийной массе рабочих, вообще о подходе партии к массе в полосу, когда гражданская война уже кончалась».
Источник: http://История, СССР | |
Просмотров: 493 | |