Скрипки, построенные итальянским скрипичным мастером Антонио Страдивари (1644?-1737) имеют особую загадочность в мире классической музыки. Они также очень дорогие. В 2011 году анонимный покупатель заплатил рекордную сумму в $ 15,9 млн за скрипку под названием “Леди Блант " в честь леди Энн Блант, одной из ее предыдущих владельцев, которая, по мнению экспертов, является второй наиболее сохранившейся из работ Страдивари. А насчет хорошо сохранившихся Страдивари? Рассказывающе прозванный "Мессией", он сидит в климат-контролируемом корпусе в Музее Ашмола в Оксфорде, Англия, получая такое кураторское внимание и заботу, зарезервированные для драгоценных произведений искусства. Из более чем 1200 инструменты Страдивари за свою 60-летнюю карьеру, около 500 все еще в обращении сегодня. Большинство из них скрипки, но есть также несколько альты, виолончели, гитары, мандолины и арфы. Ему приписывают несколько дизайнерских новшеств и усовершенствований, которые помогли привести скрипку в современный вид. Страдивари считался мастером в свое время и в последующие десятилетия, но его репутация лучшего из лучших укрепилась только в начале XIX века, когда скрипичные выступления все больше смещались в большие концертные залы, где можно было в полной мере оценить больший звук и лучшую проекцию инструментов Страдивари. Неудивительно, что инструменты Страдивари ценятся за свою историческую ценность, не говоря уже об их визуальной красоте. Что удивительно, по крайней мере для немузыков, так это то, что многие скрипачи и другие люди в мире классической музыки считают скрипки Страдивари музыкально превосходящими любые новые инструменты. Игроки говорят о звуке скрипок как о блеске, глубине и характере, непохожем ни на что другое. Но действительно ли возможно, что, несмотря на наше современное технологическое волшебство, мы все еще не смогли создать инструменты, которые звучат лучше, чем те, которые были построены в 17-18 веках? На самом деле, музыканты и ученые все еще ищут объяснение тому, что делает Страдивари особенным. Ранние теории, как правило, фокусировались на лаке—возможно, Страдивари добавил какой—то секретный ингредиент, - но химические анализы в 2000-х годах не выявили ничего необычного в составе лака Страдивари. Другая линия исследования была сосредоточена на самой древесине. Ученые предположили, что прохладный климат Малого ледникового периода (1300-1850 гг.), возможно, был одним из факторов, поскольку это привело бы к тому, что альпийские ели, используемые для живота (обращенной вверх поверхности) скрипки, росли медленнее, что привело бы к более плотной древесине и лучшему звуку. Совсем недавно ученые обнаружили, что часть древесины Страдивари, используемой для скрипок, была обработана различными химическими веществами, включая алюминий, кальций и медь, которые, возможно, изменили ее акустические свойства. Другая группа ученых и скрипичных мастеров задалась целью изучить возможность того, что превосходство инструментов Страдивари может быть иллюзией. Может быть, мистика Страдивари заставила скрипачей и слушателей ожидать от скрипичного инструмента Страдивари отличного звучания и это ожидание повлияло на их субъективные оценки звучания инструмента? Подобные психологические эффекты были продемонстрированы в слепых тестах изысканных вин. В серии экспериментов исследователи завязали глаза экспертам-скрипачам и позволили им протестировать старые скрипки, в том числе и скрипки Страдивари, на новых инструментах высочайшего качества и оценить свои предпочтения. Результаты шокировали многих участников и гарантированно будут спорными на протяжении десятилетий: некоторые из новых инструментов победили.
| |
Просмотров: 548 | |