Принципиальной особенностью Советского государства было то, что финансовая помощь направлялась трудящимся слоям деревни, а также в те районы, которые в силу различных причин отставали в своем экономическом развитии.
Поскольку восстановление сельского хозяйства центральных черноземных губерний шло медленнее, чем по стране в целом, правительство оказало этим губерниям дополнительную помощь. Осенью 1925 г. была намечена широкая программа снабжения крестьян центрально-черноземных губерний сельскохозяйственными орудиями и машинами, предоставления им кредитов на закупку скота, проведения мелиоративных работ, улучшения землеустройства, агротехники и т. д. На эти цели только в 1925/26 г. было ассигновано 25 млн. рублей. Большие средства государство выделило для помощи крестьянскому хозяйству в засушливых районах1.
В связи с неурожаем 1924 г. государство не только освободило полностью или частично пострадавшие районы от уплаты налога, но и оказало крестьянству этих районов серьезную помощь. Население неурожайных районов получило значительные суммы безвозвратно, много натуральных и денежных ссуд на льготных условиях. Благодаря оказанной помощи отрицательные последствия неурожая были быстро преодолены. Впервые в истории России после неурожая посевная площадь пострадавших районов не сократилась.
Огромное экономическое и социальное значение имела организация государственного кредита для крестьян. Государство и кооперация, давая кредит беднякам и середнякам, оказывали им тем самым существенную поддержку в борьбе против кулака.
После ряда партийных и государственных решений о необходимости организации сельскохозяйственного кредита начала создаваться кредитная кооперация. Кредитование крестьянства приняло особенно широкий характер после создания Центрального сельскохозяйственного банка (ЦСХБ) в 1924 г.
Постановление II съезда Советов СССР отмечало, что «огромная И трудная задача организации сельскохозяйственного кредита может быть выполнена лишь при том условии, если усилия и средства советского правительства встретятся с мощной волной самодеятельности самого крестьянства» к
Эта самостоятельность воплощалась в организации на всей территории страны широкой сети кредитных кооперативов и низовых ячеек сельскохозяйственной кооперации.
К концу восстановительного периода сумма основных капиталов системы сельскохозяйственного кредита значительно выросла. Она превысила 280 млн. рублей, увеличившись за два последних года (с 1924 по 1926 г.) в 4 раза. Государство систематически предоставляло крестьянам на льготных условиях и семена для посева (семенную ссуду). | |
Просмотров: 488 | |