В целях подъема материальной заинтересованности крестьян, быстрейшего восстановления и развития производительных сил деревни был осуществлен пересмотр прежнего земельного законодательства. После тщательной подготовки был принят и с 1 декабря 1922 г. введен в действие Земельный кодекс.
Выступая на сессии ВЦИК 31 октября 1922 г., В. И. Ленин подчеркивал огромное значение этого кодекса. «Вопрос о земле, вопрос об устройстве быта громадного большинства населения — крестьянского населения — для нас вопрос коренной» Помимо РСФСР земельпые кодексы были приняты и в других советских республиках (в ноябре 1922 г.— на Украине, в мае 1924 г.— в Грузии, в феврале 1925 г.— в Белоруссии).
Кодекс подчеркивал, что вся земля, в чьем бы ведении она ни находилась, составляет собственность рабоче-крестьянского государства.
Правовое регулирование землепользования единоличного крестьянского хозяйства, являвшееся основной задачей Земельного кодекса, исходило, таким образом, из факта государственной собственности на землю.
Обеспечивая устойчивость трудового землепользования, кодекс имел отчетливую классовую направленность. Он создавал преграды для использования кулачеством прав, предоставленных трудовому крестьянству, содействовал ограничению кулачества и развитию социалистического земледелия. В кодексе была дана точная государственная регламентация трудовой аренды земли и условий вспомогательного труда, направленная на ограничение аренды и найма рабочей силы.
Кодекс поощрял коллективные формы хозяйства, предоставляя товариществам по обработке земли, сельскохозяйственным коммунам и артелям ряд важных льгот. Тем самым кодекс готовил почву для постепенного перехода к социалистическому земледелию.
Опираясь на факт национализации земли, государство предоставляло крестьянству свободу выбора форм землепользования — общинной, хуторской и др. Этим Советская власть практически закрепляла одно из важнейших ленинских положений о необходимости при всемерном поощрении перехода к социалистическому земледелию предоставить крестьянину возможность и время для того, чтобы убедиться в бесперспективности единоличного хозяйства и преимуществе коллективных форм. Стремясь обеспечить устойчивость трудового землепользования, кодекс прекращал дальнейшее поравнение земель между волостями и селениями, он закреплял за земельными обществами то количество земли, которое находилось у них в фактическом трудовом пользовании, устанавливая более продолжительные, чем ранее, сроки впутриселенных переделов.
Обеспечение устойчивости крестьянского землепользования создавало более благоприятные условия для развития индивидуального крестьянского хозяйства и содействовало тем самым подъему производительных сил деревни.
Для жизни крестьянства серьезное значение имела данная в кодексе развернутая правовая регламентация института земельного общества.
Земельное общество (община) представляло собой совокупность дворов, имеющих общее пользование полевыми землями. Объединяя крестьянские дворы по территориальному признаку, общество регулировало их взаимоотношения в области пользования землей.
Институт земельных обществ, привычный для крестьянина, облегчал осуществление государственной земельной политики со стороны сельских и волостных Советов, а также земельных органов. Земельное общество отвечало перед государством за правильное и целесообразное использование земельных угодий, а Советы и земельные органы проводили все мероприятия в области поземельных отношений только с согласия и через посредство общин.
Земельный кодекс определил начала государственной политики в деревне и строй крестьянской жизни до развертывания массового колхозного движепия. Он закреплял руководящую, регулирующую роль пролетарского государства, учитывая вместе с тем стремление массы единоличного крестьянства свободно хозяйничать на полученной земле. | |
Просмотров: 474 | |