Вместе с ростом и восстановлением промышленного производства происходил процесс собирания кадров рабочего класса.
В 1922 г. было приостановлено падение численности рабочих, а к концу 1925 г. число рабочих в цензовой промышленности 1 достигло примерно 90% уровня 1913 г. Самый большой прирост приходился на 1925 г., когда новое пополнение рабочего класса (около 600 тыс. человек) составило 'Л часть всего числа рабочих в СССР. Все это свидетельствовало не только о прекращении деклассирования рабочего класса, но и о создании необходимых предпосылок для перехода к социалистической индустриализации страны.
Численный рост рабочих происходил почти исключительно в рамках обобществленного сектора (государственная и кооперативная промышленность). В 1925/26 г. на обобществленный сектор в цензовой промышленности приходилось 82,7% промышленных заведений, в них было занято 97,4% всех рабочих.
Довольно значительное число рабочих и служащих насчитывалось еще в частном секторе народного хозяйства — около 1,8 млн. Из них в сельском и лесном хозяйстве — свыше 1,3 млн., в мелкой и кустарной промышленности — около 200 тыс.; остальная часть приходилась на торговлю, строительство, общественное питание и т. д. Однако на долю частной цензовой промышленности приходилось только 67,2 тыс. рабочих и служащих.
Собирание кадров рабочего класса, как и весь процесс восстановления промышленности, происходило не стихийно, а в плановом порядке.
Восстановление довоенной численности рабочих скорее достигалось в тех отраслях производства, где их сокращение в годы гражданской войны было наименьшим. Так, на 1 января 1926 г. число рабочих в каменноугольной промышленности составляло 100%, а в машиностроительной и металлообрабатывающей — 112,5% от уровня 1913 г. В отраслях, которые в годы гражданской войны сократились в наибольшей степени (например, текстильная и пищевая), довоенный уровень числа рабочих не был еще достигнут, составляя на 1 января 1926 г. 65,1% по пищевкусовой и 87,2% по текстильной промышленности. Однако и в легкой промышленности наблюдался сравнительно быстрый рост численности рабочих. Более того, рабочие легкой промышленности составляли к концу восстановительного периода наиболее многочисленный отряд рабочего класса СССР. На 1 января 1926 г. число рабочих в текстильной промышленности достигло 695,2 тыс., а в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности — только 400,8 тыс. человек.
Профсоюзная перепись 1929 г. показала, что подавляющее большинство рабочих, оставивших производство в годы гражданской войны, вновь вернулось в промышленность в 1922— 1925 гг. Это были преимущественно старые кадровые рабочие, имевшие большой производственный опыт. Рабочие с довоенным стажем составляли около 70% общего числа возобновивших работу после длительного перерыва.
Для характеристики состава нового пополнения рабочих показательно также то, что из лиц, впервые начавших работу на предприятиях в 1922—1925 гг., значительную часть (например, по металлопромышленности Ленинграда — 55,1%, Московской губернии — 55,3%, Украины — 61,5 %) составляли дети рабочих. В хлопчатобумажной промышленности этот процент был еще выше.
Таким образом, старые производственники и дети рабочих были в это время основным источником пополнения рядов рабочего класса. Это усилило социальную однородность и значительно улучшило состав рабочих.
Что касается притока рабочей силы из деревни в город, то в первые годы восстановления народного хозяйства он был еще невелик. В последующий же период, «крестьянское пополнение» все больше возрастало. | |
Просмотров: 462 | |