В последние годы восстановительного периода создались благоприятные условия для подъема тяжелой индустрии и ликвидации ее длительного отставания. Центральным звеном восстановления был наиболее отстающий участок — металлопромышленность. Необходимо было сосредоточить основное внимание на металлопромышленности, обеспечив ей гораздо большую, чем в прошлые годы, поддержку со стороны государства. При этом требовалось, в частности, преодолеть однобокость развития советского машиностроения. Это одностороннее развитие было в известной мере наследием прошлого и объяснялось особенностями структуры дореволюционной русской металлопромышленности, в которой наиболее значительным был удельный вес военного ведомства и транспортного машиностроения. Самые крупные машиностроительные заводы страны — Путиловский, Сормовский, Коломенский, Харьковский паровозостроительный, Брянский (Бежица), Луганский — работали преимущественно на транспорт.
Ф. Э. Дзержинский, будучи еще наркомом путей сообщения, повел борьбу против этого одностороннего развития советской металлопромышленности. В материалах, направленных в СТО в ноябре 1923 г., он поставил коренные задачи перестройки металлопромышленности, ее ориентации на создание жизненно важных «новых производств» (тракторостроение, автомобилестроение), на удешевление продукции, установление прочной связи с крестьянским рынком. В выступлении на заседании Президиума Госплана 17 ноября 1923 г. Ф. Э. Дзержинский горячо отстаивал необходимость пересмотра программы металлопромышленности и загрузки ее не только заказами транспорта, но и выпуском новой продукции для нужд сельского хозяйства, электрификации и т. д.
«Страна должна найти средства и она найдет их,— говорил он,— для того, чтобы металлургию сорганизовать так, чтобы она производила то, что нужно стране... Тут необходима живая творческая мысль в деле руководства металлургией. Тут необходимо сознание того, насколько важна наша металлическая промышленность для всей жизни страны» '.
2 февраля 1924 г. ЦИК СССР утвердил Ф. Э. Дзержинского председателем ВСНХ СССР, а вскоре он был назначен председателем созданной в марте 1924 г. Высшей правительственной комиссии по металлопромышленности и председателем Главметалла ВСНХ. На посту председателя ВСНХ Ф. Э. Дзержинский пробыл до конца своей жизни2, отдавая всю свою исключительную энергию и выдающиеся организаторские способности делу скорейшего восстановления советской промышленности.
Последние годы восстановительного периода действительно ознаменовались решающими успехами в работе промышленности, а по темпам прироста промышленной продукции 1925 год был рекордным.
Борьба за металл, за подъем металлопромышленности также дала свои первые весьма важные результаты. Даже наиболее отстающая отрасль — черкая металлургия — быстро набирала темпы.
До 1924 г. программа металлопромышленности неоднократно пересматривалась в сторону уменьшения в связи с отсутствием средств и недостаточностью спроса. С 1924/25 г. положение кардинально изменилось. Первоначально на этот год для металлопромышленности была намечена программа в 273 млн. довоенных рублей. XIV партийная конференция (апрель 1925 г.) дала указание о необходимости довести эту программу до 350 млн. рублей. Даже при таком росте программа была перевыполнена. На следующий год Госплан определил программу в сумме свыше 650 млн. рублей, но и новое увеличение оказалось недостаточным для удовлетворения растущей потребности экономики в металле. «Минувший 1924/25 г.,— говорилось в докладной записке Промышленной секции Госплана,— был для всей металлопромышленности годом исключительных успехов и достижений. Несмотря на перевыполнение программы, страна вступила в полосу недостатка металла по всему фронту нашего хозяйства». | |
Просмотров: 464 | |