В первой половине 20-х годов в быту народа сказались уже первые результаты культурной революции. В быт трудящихся прочно входили библиотеки, избы-читальни, музеи, театры, кино, радио, клубы. Все большее распространение получили формы общественного быта, связанные с новым отношением к труду, с участием в управлении производством. В клубах и народных домах чествовали передовиков производства и старейших рабочих.
Государственные праздники — 7 Ноября, 1 Мая — стали всенародными. В праздничные дни в городах происходили торжества. Эти праздники отмечались не только собраниями, митингами, демонстрациями, но и в семейном или дружеском кругу.
Торжественно отмечались годовщина свержения самодержавия в России (12 марта), день Парижской Коммуны (18 марта). Траурным днем стало 22 января — в память о «кровавом воскресенье» 9(22) января 1905 г., а после 1924 г. установлен день траура в память В. И. Ленина.
Народные шествия с флагами и плакатами проводились в знак протеста, например, против ультиматума Керзона или какой-либо вылазки церковников. В быт стали входить веселые уличные шествия и карнавалы.
В области семейных отношений огромную роль сыграло не только изменение законодательства о браке и семье (признание гражданского брака, свобода развода по заявлению одного из супругов), но и вся экономическая политика Советской власти, направленная на уравнение в правах женщин и мужчин во всех областях жизни. Теперь в русских, украинских, белорусских деревнях стало почти невозможно насильно выдать замуж девушку или женить парня. Новое законодательство сделало брак подлинно свободным союзом равноправных людей.
Значительное распространение получила в годы восстановительного периода антирелигиозная пропаганда. В борьбе с религией большую роль играли общественные организации, антирелигиозные журналы и литература.
В первой половине 20-х годов большой популярностью пользовались открытые диспуты между атеистами и церковниками, на которых часто выступал А. В. Луначарский против известного священника Введенского. В 1922—1923 гг. в дни церковных праздников комсомольцы проводили небольшие уличные демонстрации молодежи с пением антирелигиозных песен, с чтением стихов, с карикатурами, ряжеными и т. д. Поскольку при этом были допущены ошибки, не только не способствовавшие атеистической пропаганде, но наносившие ей вред, ЦК комсомола в 1924 г. принял специальное постановление, запрещавшее комсомольцам в дни церковных праздников устраивать уличные демонстрации и карнавалы. Предлагалось сосредоточить антирелигиозную работу исключительно в стенах клубов и предприятий. XIII съезд партии осудил также попытки бороться с религией административным путем: закрытием церквей и т. д. Съезд подчеркнул, что антирелигиозная пропаганда в деревне должна сосредоточиться на материалистическом объяснении явлений природы и общественной жизни.
Старые религиозные обряды, сопровождавшие рождение, свадьбу, смерть, были привычными, традиционными для населения, особенно в деревне. Большое значение приобрело создание новых, безрелигиозных обрядов, которые облегчили бы народу разрыв с церковью. Регистрация брака в загсе или сельсовете, проходившая в официально-канцелярской обстановке, была формой заключения брака, но не новым свадебным обрядом. Поэтому и в городе, и в деревне продолжали широко бытовать церковная свадьба и народный свадебный обряд. В противовес церковным свадьбам среди передовой части населения появляются «красные свадьбы», отмечавшиеся в кругу товарищей по работе, друзей, родственников.
Церковным крестинам при рождении ребенка были противопоставлены «октябрины». В торжественной обстановке (в городе — в учреждении или на предприятии, в деревнях — большей частью в сельсовете или клубе) новорожденным давались имена и преподносились подарки. Возникли новые, революционные имена — Ким, Октябрина и в честь Ленина — Владлен, Вилена и т. д. Нередко родителей отпугивали необычайные имена, которые давались на Октябринах: Идея, Индустрия, Изида, Травиата, Монблан и т. п. Тогда ребенку наряду с этим именем родители давали и обыкновенное, но созвучное имя. | |
Просмотров: 592 | |