Первая половина 20-х годов в различных областях народного быта была периодом коренной ломки, ожесточенной борьбы старого и нового. Постепенно уходили в прошлое многие старые, веками сложившиеся традиции, складывались совершенно новые явления в быту и во всей жизни широких народных масс.
Начал изменяться облик городов. Отмена частной собственности на крупные дома и земельные участки создала новые условия для развития городов. В годы революции произошло массовое переселение рабочих из казарм, подвалов и других неблагоустроенных жилищ в дома, которые ранее занимали буржуазия, чиновники, дворяне. Исчезли аристократические центры, постепенно ликвидировалось наследие прошлого — трущобы.
В первые годы мирного строительства усиленно пропагандировались «дома-коммуны». «Дома-коммуны,— писала «Рабочая газета» в марте 1922 г.,— верное средство в руках рабочего против жилищной нужды» '. Тогда в Москве насчитывалось свыше 1 тыс. таких домов-коммун. Они прекратили свое существование с переходом жилищного фонда на самоокупаемость.
До 1924 г. жилищное строительство велось преимущественно частными лицами — индивидуальными застройщиками, которые построили в 1923 г. в 9 с лишним раз больше, а в 1924 г. в 2 раза больше жилой площади, чем общественный сектор.
В то же время ростками нового в жилищном строительстве были целые кварталы домов для рабочих, которые начали строиться в 1924—1925 гг. как государством, так и жилищно-строительными кооперативами.
Однако рост населения городов в 1924—1925 гг. значительно опережал темпы жилищного строительства. Все ощутимее сказывалась нехватка жилой площади. В июле 1926 г. объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) принял специальную резолюцию, в которой указывалось, что «жилищный вопрос в быту рабочих становится одним из наиболее острых вопросов, без поЛожительйого решения которого Невозможно сколько-нибудь значительное улучшение положения рабочих» '.
Послереволюционные социально-политические сдвиги ,в деревне обусловили появление новых учреждений административно-общественного, производственного и культурного назначения: сельсоветы, избы-читальни, клубы, народные дома, кооперативные товарищества и т. д. В большинстве случаев они размещались на месте старых административных учреждений, в помещичьих и кулацких домах, а клубы — нередко в бывших церквах. Началось строительство и новых зданий, особенно для школ и больниц, число которых постепенно возрастало. В деревнях появились первые «лампочки Ильича», ознаменовавшие новый этап развития деревенского быта.
С окончанием войны стала изменяться одежда горожан. На смену шинелям, ватникам и гимнастеркам времен «военного коммунизма» (когда их носили и мужчины, и женщины) пришел иной костюм, -на который военные годы оказали сильнейшее влияние. Все большее распространение среди горожан получали довольно узкие и короткие брюки навыпуск и свободная блуза с матерчатым поясом (толстовка). Женщины носили короткие платья прямого покроя, юбки и блузки. Распространенным головным убором у девушек и женщин был красный платочек, повязанный концами назад. Кожаные куртки, ставшие во время войны как бы формой для коммунистов, были широко распространены и в 20-х годах, как и френчи, галифе полувоенного покроя, матросские тельняшки и брюки «клеш». Кожаные куртки и кепки носили не только мужчины, но и женщины.
Советская власть начала -все больше внимания уделять вопросам быта и жилища рабочего. В «Рабочей газете» появились разделы «Дом и хозяйство», «Детский уголок», посвященный воспитанию детей в семье, «Семья и брак», «В семье рабочего». С 1923 г. впервые стали публиковаться модели одежды, советы, как самим шить платье, и т. д.
В первой половине 20-х годов был в основном восстановлен и довоенный уровень питапия. Пайковая система снабжения отошла в прошлое. Большую роль в снабжении трудящихся продуктами питания играла потребительская кооперация. В магазинах и ларьках акционерных обществ «Нарпит», «Хлебопродукт», «Мясо» продукты продавались значительно дешевле, чем у частников. Конечно, трудности в снабжении еще сохранялись, а заработная плата в 1925 г. только подходила к довоенному уровню. Однако жизненный уровень трудящихся неуклонно повышался. Система социального страхования, бесплатное медицинское обслуживание, низкая квартирная плата, рост государственных ассигнований на народное просвещение — все это самым существенным образом отражалось на бюджете граждан СССР.
| |
Просмотров: 745 | |