Углубление научных знаний и запросы практики вели к появлению новых научных дисциплин, созданию новых институтов. Скромные лаборатории разрастались до уровня самостоятельных научных учреждений. В рамках институтов и вузов заново создавались лаборатории и кафедры, которым суждено было в недалеком будущем существенным образом повлиять на развитие науки.
В 1921 г. в системе Академии наук была создана лаборатория по биофизике, на базе физической лаборатории и математического кабинета организован Физико-математический институт. Физико-технический отдел Рентгенологического института выделился в самостоятельный Физико-технический институт, возглавляемый академиком А. Ф. Иоффе. Здесь начали свой блестящий научный путь И. В. Курчатов, Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын и др.
Изучая полупроводники, электронные явления, высокомолекулярные соединения (полимеры), физику атомного ядра, институт закладывал основы тех больших научных достижений, которые впоследствии принесли славу советской науке.
В январе 1921 г. Совнарком по предложению В. И. Ленина принял декрет «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И. П. Павлова и его сотрудников», оказавший большую помощь в проведении фундаментальных исследований высшей нервной деятельности животных и человека. На основе физиологической лаборатории академика Павлова возник Физиологический институт.
Яркой иллюстрацией органического сочетания неотложных и перспективных проблем в научно-исследовательской работе являлась экспедиционная и геологоразведочная деятельность Академии наук, ведомственных институтов и организаций (Геолком ВСНХ), а также вузов.
Обследования Южного Урала, Крайнего Севера, районов Средней Азии и Якутии обогащали геологическую карту СССР. В 1921—1925 гг. значительно увеличились разведанные запасы угля, нефти, железа, цветных металлов, марганца и фосфоритов. Экспедиция под руководством академика А. Е. Ферсмана обследовала залежи хибинских аппатитов. При энергичной поддержке В. И. Ленина продолжались исследования Курской магнитной аномалии.
К мероприятиям, имевшим большую научную и народнохозяйственную перспективу, относились работы по разведке, исследованию и освоению Арктики и Северного морского пути. По декрету, подписанному В. И. Лениным в марте 1921 г., был создан плавучий Морской научный институт. В 1921—1925 гг. в районы Крайнего Севера был предпринят ряд научных экспедиций.
В июне 1925 г. Совнарком СССР принял постановление «Об учреждении премий имени В. И. Ленина за научные работы». В этом государственном акте говорилось о том, что правительство СССР, выполняя волю Коммунистической партии, намерено поощрять деятельность ученых «в направлении, наиболее близком идеям В. И. Ленина, а именно: в направлении тесной связи науки и жизни» Первые ленинские премии были присуждены А. Н. Баху, В. А. Обручеву, Д. Н. Прянишникову, Н. С. Курнакову, Л. А. Чугаеву, В. П. Воробьеву и др.
Большим событием в научной и общественной жизни СССР был 200-летний юбилей Академии наук, торжественно отмеченный в сентябре 1925 г. К юбилейному году Академия наук располагала разветвленной системой научных учреждений (40 учреждений— институтов, комиссий, обсерваторий, музеев и др.), в которых работало более 1 тыс. сотрудников. Число академиков достигло 42. В Академии наук были представлены ученые, известные своим крупным вкладом в науку: химики Н. С. Кур-наков, Н. Д. Зелинский, геохимик В. И. Вернадский, физики П. П. Лазарев, А. Ф. Иоффе, математики В. А. Стеклов и А. Н. Крылов, минералоги А. Е. Ферсман, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, геолог и палеонтолог А. П. Карпинский, ботаник В. Л. Комаров, физиолог И. П. Павлов, востоковеды С. Ф. Ольденбург и И. Ю. Крачковский и др.
Накануне юбилея ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О признании Российской Академии наук высшим научным учреждением СССР», согласно которому она становилась всесоюзным научным центром — Академией наук СССР.
На юбилейную сессию Академии наук в Ленинграде съехались советские ученые и общественные деятели всех союзных республик, а также иностранные гости — представители академий и университетов 25 стран Западной Европы, Америки, Азии, Австралии.
В приветственной речи от имени Советского правительства М. И. Калинин призвал ученых установить тесный контакт с революционными массами, смелее вторгаться в жизнь и активнее участвовать в строительстве нового общества. М. И. Калинин говорил об обязанности Академии наук развивать науку в национальных республиках СССР. «С сегодняшнего дня,— говорил он,— наша Академия наук становится не только Российской, а общесоюзной, и она должна сконцентрировать в себе творчество всех народов, населяющих наш Союз»1 2.
Основные направления научного творчества как в проблемном, так и в научно-организационном отношении были общими во всех республиках. Специфика развития науки в них обусловливалась, во-первых, резкими различиями в числе научных кадров. Так, Украинская ССР имела республиканскую Академию наук, созданную еще в 1919 г. В других союзных республиках реальных условий для создания академий наук в те годы еще но было. Во-вторых, специфика была связана с географическими условиями, предопределявшими тематику научных изысканий в области естественных производительных сил республик. Если для Белорусской ССР актуальным, например, было осушение болот, то для районов Средней Азии — научно-техническая разработка проблем орошения.
Развертыванио научного творчества в национальных республиках протекало успешно благодаря действенной помощи русских ученых и научных учреждений РСФСР. Большое влияние на перспективы научного развития оказали комплексные экспедиции Российской Академии наук в Киргизию, на Алтай, в Якутию и Бурят-Монголию, геологические экспедиции на Памир под руководством А. Е. Ферсмана, лингвистическая экспедиция в район Таджикистана под руководством В. В. Бартольда.
В Средней Азии велись работы в области почвоведения и растениеводства (особенно хлопководства), гельминтологии, ирригации, гидрологии и гидротехники, проводилась разведка запасов минеральпого сырья.
В Туркестане в 1921 г. была организована опорная база для проведения гидротехнических исследований, в 1922 г. в Ташкенте и в Фергане возникли первые научно-исследовательские шелководческие станции. В 1924 г. был создан Гидротехнический институт.
Важными научными центрами становились республиканские университеты. В Ереванском университете (создан в январе 1921 г.) изучением гуманитарных наук занимались будущие академики Рачия Ачарян, Манук Абегян, Яков Манан-дян. Азербайджанский Государственный университет был первым очагом научной разработки физических проблем в республике.
Созданный в апреле 1921 г. в системе Наркомпроса Украины Научный комитет предпринял организацию специальных научно-исследовательских кафедр при вузах. Они стали главными ячейками научной работы. В 1923 г. на Украине насчитывалось 78 таких кафедр, на которых работало 750 сотрудников.
На кафедрах Белорусского университета шло изучение почвы и растительности республики, разрабатывались проблемы агрохимии, химии торфа, мелиорации.
В Украинской ССР большую работу вела республиканская Академия наук, создавались и работали общереспубликанские и ведомственные научные учреждения и общества. Имя выдающегося микробиолога академика Д. К. Заболотного было известно далеко за пределами Украины. Президент Украинской академии В. И. Липский занимался изучением флоры ряда районов страны, крупные открытия принадлежали химику С. Н. Реформатскому.
Ученые Украины основное внимание уделяли разведке запасов угля в Донбассе и железных руд в Криворожском бассейне, а также изучению соляных озер.
В силу исторически сложившихся условий ведущее место в организации и проведении всей научной работы Советской страны занимали ученые Российской Федерации. В 1924— 1925 гг. в ведении Наркомпроса РСФСР было 103 научных учреждения и 232 научных общества. Вместе с научными учреждениями, находившимися в ведении других наркоматов, общее число научных обществ и учреждений превышало 750. | |
Просмотров: 716 | |