В первые годы восстановительного периода система народного просвещения испытывала такие материальные и финансовые затруднения, какие не выпадали на ее долю даже в годы гражданской войны.
Резко уменьшились государственные ассигнования, изменился порядок финансирования школ. 90 % из них были переведены с общегосударственного бюджета на местный. Сеть ликбеза и общеобразовательных школ всех типов сократилась. Больших размеров достигла задолженность учителям по заработной плате, возникла безработица среди работников народного просвещения. Не хватало бумаги, чернил, учебников. «Это было время,— вспоминала Н. К. Крупская,— когда приходилось учиться без учебников, бумаги и чернил, чинить карандаши топором, учиться при лучине» *.
По призыву Коммунистической партии и Советского правительства на помощь школе пришла широкая советская общественность.
В 1921—1922 гг. по всей стране проводились субботники и «недели» помощи школе, сбор средств и заготовка топлива для школ, ремонт школьных зданий и изготовление наглядных пособий. На заводы, фабрики, учреждения, которые шефствовали над общеобразовательными школами и школами ликбеза, возлагалась забота о материальных нуждах школы и учителей. В сельских местностях были введены натуральное самообложение и топливная повинность для содержания школ. Городское и сельское население добровольно собирало средства на нужды просвещения.
X Всероссийский съезд Советов (декабрь 1922 г.) в постановлении по докладу Наркомпроса обязал «как центральные, так и местные органы Советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено» Учитывая крайне тяжелое материальное положение страны, съезд Советов вынужден был в целях поддержания нормальной школьной жизни допустить «в виде временной меры, рассчитанной только на тяжелый переходный период, введение платности за обучение в школах первой и второй ступени в городах и поселениях городского типа, а также в высших учебных заведениях с перенесением главной тяжести на более обеспеченные слои населения и с твердой гарантией льготных условий платности, а также бесплатности для менее обеспеченных слоев трудящихся и инвалидов войны» 1 2.
Одновременно съезд категорически высказался за сохранение всей школьной системы целиком в руках Советского государства. Съезд обратился с призывом ко всем органам Советской власти в центре и на местах, ко всем партийным, профессиональным и кооперативным организациям, ко всем рабочим и крестьянам «отдать максимум сил и средств на дело народного образования, на укрепление позиции рабоче-крестьянского государства на этом, отныне важнейшем, фронте борьбы с темнотой, невежеством, суеверием и предрассудками» 3.
Общее улучшение экономического положения страны, успешное решение задач восстановления народного хозяйства создали прочную основу для подъема и расширения всей работы по ликвидации неграмотности. Перелом обозначился в 1923 г. Этому в значительной мере способствовало опубликование статьи В. И. Ленина «Странички из дневника», где намечались меры быстрейшей ликвидации неграмотности и улучшения всего дела народного образования.
В августе 1923 г. ВЦИК и Совнарком издали специальный декрет, в котором задача ликвидации неграмотности признавалась «наиболее важной и ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной с хозяйственным возрождением страны» 4.
Осенью 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН). В числе первых членов Общества были В. И. Ленин, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, Н. И. Подвойский, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов. Председателем Центрального совета ОДН был М. И. Калинин. Видные представители советской культуры приняли самое непосредственное участие в работе Общества. На свои средства ОДН содержал тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбез), где обучались сотни тысяч людей. Активистами этого Общества было обучено до 40% общего числа взрослых. Большую помощь Общество получало от комсомола и профсоюзов. Школы ликбеза сыграли одновременно большую роль и в политическом просвещении масс, в постепенном вовлечении учащихся в политическую жизнь страны.
В середине 20-х годов число пунктов ликбеза, школ для малограмотных И учащихся в них значительно увеличилось. В 1925 г. в пунктах ликбеза обучалось почти 1,4 млн. взрослых, тогда как в 1922 г. школы грамоты охватывали менее 500 тыс. человек.
В течение пяти лет (1921 — 1925 гг.) были достигнуты значительные успехи в повышении грамотности населения СССР. Грамотность населения в возрасте от 9 лет и выше по переписи 1926 г. составила 51,1 %, в том числе по РСФСР — 55% (против 32% в 1920 г.), по Украинской ССР — 57,5, по Белорусской ССР — 53,1. Перепись 1926 г. показала также значительный рост грамотности в Грузинской (47,5%) и Армянской ССР (34,5%). В Азербайджанской ССР процент грамотности достигал в то время только 25,2, Туркменской — 12,5, Узбекской — 10,6. В Казахстане грамотные составляли 22,8%, в Киргизии — 15,1%, в Таджикистане — 3,7%.
Если грамотность городского населения в 1926 г. поднялась до 76,3%, то больше половины сельского населения (54,8%) оставалось еще неграмотным.
Несмотря на большие успехи в ликвидации неграмотности, достигнутые в годы восстановительного периода, решающая часть работы была еще впереди. Действительная ликвидация неграмотности могла быть осуществлена лишь в условиях введения всеобщего обязательного начального обучения и прекращения притока неграмотных из числа детей и подростков.
1923/24 учебный год был переломным и в жизни школы Начиная с этого времени, сеть начальных общеобразовательных школ и контингент учащихся в них стали расти. К концу восстановительного периода, в 1925/26 учебном году, в начальных и средних школах страны обучалось более 10 млн. детей (против 7,8 млн. в 1914 г. и 7,3 млн. в 1922/23 г.).
Стали расти ассигнования на народное образование из государственного бюджета, что позволило увеличить заработную плату учителям городских и сельских школ.
К концу восстановительного периода школьное образование сложилось в следующую систему: начальная 4-летняя школа (школа I ступени), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессионализированным вторым концентром (8—9-е классы) в ряде школ. | |
Просмотров: 1227 | |