Одним из самых тяжелых наследий, доставшихся от дореволюционной России, была массовая неграмотность населения. И хотя за первые годы Советской власти была проделана огромная работа по ликвидации этого наследия, все же перепись населения 1920 г. показала, что в стране насчитывалось огромное количество неграмотных — более 54 млн. человек (с 8-летнего возраста). На каждую тысячу населения приходилось в среднем 319 грамотных.
Сопоставляя эти данные с итогами переписи 1897 г. в царской России В. И. Ленин писал, что «прогресс наш по сравнению с царскими временами (1897 годом) оказался слишком медленным».
С переходом к мирному строительству ликвидация неграмотности становилась всо более настоятельной и первоочередной общеполитической и общегосударственной задачей. «Безграмотность плохо уживается, совершенно не уживается с задачей восстановления» 1,— говорил В. И. Ленин в одной из своих бесед с К. Цеткин.
Программа партии, принятая VIII съездом РКП (б), предусматривала проведение обязательного общего и политехнического обучения для всех детей до 17 лет, а с 17 лет — профессионально-технического образования на базе политехнических знаний, получаемых в общеобразовательной школе.
В конце 1920 —начале 1921 г. ЦК РКП (б) провел партийной совещанио по вопросам народного образования. Совещание приняло решение признать в качестве основного типа общеобразовательной школы 7-летнюю школу вместо 9-летней. Старшие классы II ступени сливались с профтехнпческими школами.
В замечаниях на тезисы Н. К. Крупской «О политехническом образовании» 2 В. И. Ленин объяснял временное снижение возрастной нормы общего и политехнического образования с 17 до 15 лет крайне тяжелым хозяйственным положением республики И острой потребностью в скорейшей подготовке квалифицированных кадров. «Мы нищие,—писал он,—нам нужны столяры, слесаря, тотчас. Безусловно. Все должны стать столярами, слесарями и проч., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехнического минимума» 3.
Подтверждая незыблемость основного положения Программы партии о строительстве трудовой политехнической школы, В. И. Ленин в замечаниях на тезисы Н. К. Крупской предлагал обязательно добавить один-два тезиса «о принципиальном значении политехнического образования» и «сказать ясно, что никоим образом мы пе можем отказаться от принципа и от осуществления тотчас в мере возможного образования именно политехнического» 4. Отсюда и вытекало требование В. И. Ленина писать о политехническом образовании не абстрактно, для далекого будущего, а так, чтобы учитывалась насущная действительность.
В. И. Ленин предупреждал об опасности ранней специализаций, он требовал «расширить во всех профтехшколах общеобразовательные предметы» , чтобы каждый учащийся имел широкое общее образование, знал основы наук, обладал политехническим кругозором и был воспитан коммунистом.
В статье «О работе Наркомпроса», опубликованной в «Правде» 7 февраля 1921 г., В. И. Ленин подверг резкой критике противников политехнизации школы, сторонников так называемого монотехнического образования, выдвигавших требование строительства общеобразовательной школы на базе профессиональной с обязательной ранней специализацией.
В. И. Ленин отстаивал принцип политехнического образования, добиваясь, чтобы общеобразовательная школа действительно воспитывала всесторонне развитых и всесторонне подготовленных строителей коммунистического общества. | |
Просмотров: 564 | |