16 апреля в предместье Генуи Рапалло, где находилась резиденция немецкой делегации, произошло событие, вызвавшее переполох в правящих кругах буржуазной Европы.
За несколько дней до этого в Генуе были возобновлены переговоры между делегациями Советской России и Германии. Немецкая делегация почувствовала, что ее стремление выйти на конференции из положения изоляции не имело успеха. То, чего так добивалась Германия — снижения суммы репарационных платежей, которые были установлены Версальским договором, не было принято Англией, Францией и другими странами. Единственное средство ликвидировать политическую изоляцию, укрепить свое международное положение заключалось для Германии в нормализации отношений с Советским государством. На это и пошло германское правительство.
М. М. Литвинов телеграфировал в те дни в Наркоминдел: «Наши полуприватные переговоры с Верховным советом вселили тревогу в души немцев, и Ратенау ни жив ни мертв прибежал к нам вчера и предложил, не сходя с места, подписать то самое соглашение, от которого он уклонился при нашем проезде в Берлине» !.
Утром 16 апреля советско-германский договор был подписан. Он предусматривал взаимный отказ двух стран от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков и расходов на военнопленных. Германия отказалась от претензий, вытекавших из факта национализации в социалистической республике частной собственности иностранных граждан. Договор предусматривал немедленное возобновление дипломатических отношений между двумя странами, а также развитие торговых, хозяйственных и правовых отношений между ними на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в главном вопросе, вопросе о долгах и национализированной собственности, Рапалльский договор означал отход Германии от единого фронта капиталистических держав.
Договор явился блестящим успехом советской дипломатии. Его заключение показало практический пример того, как могут капиталистическая и социалистическая страны урегулировать свои отношения. В. И. Ленин очень высоко оценивал деятельность советской дипломатии, добившейся заключения договора в Рапалло. Он написал проект постановления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской конференции, в котором приветствовал Рапалльский договор «как единственный правильный выход из затруднений, хаоса и опасности войн»1 2, подчеркивая, что лишь такого типа договоры являются нормальными для отношений между РСФСР и капиталистическими странами. | |
Просмотров: 533 | |