Участие рабочих и крестьян в большевистской рабочей печати еще в дореволюционные годы — со времен «Искры» — стало прочной традицией. Но только после Октябрьской революции, особенно в годы мирного социалистического строительства, это участие рабочих и крестьян в печати приняло поистине массовый, чрезвычайно широкий характер.
Уже к марту 1924 г., к XIII съезду партии, насчитывалось около 57 тыс. корреспондентов из народа, а к августу 1925 г. их число достигло 190 тыс. Имена многих рабселькоров благодаря их самоотверженной борьбе за дело партии стали известны всей стране. Вот, например, сельский учитель А. М. Топоров. Активный корреспондент советских газет и журналов, он поднимал в своих корреспонденциях острые вопросы жизни деревни. В 1924 г. в конкурсе на лучшего селькора Алтая он занял первое место «за наибольшее число корреспонденций, наиболее хороших и имевших большие практические результаты».
Подъем активности масс выразился и в том потоке писем, который направлялся трудящимися в центральные и местные газеты. Только одна «Крестьянская газета» получила в 1925 г. свыше 268 тыс. писем. Большое число писем шло в «Правду», «Бедноту», «Рабочую газету» и в местную печать.
Коммунистическая партия высоко оценила значение рабселькоровского движения, подчеркивая, что рабкоры и селькоры — это не только армия работников печати, но и армия общественных выразителей и проводников пролетарского и крестьянского общественного мнения.
Партия вела среди рабселькоров большую массово-политическую и организационную работу. При редакциях центральных и местных газет периодически созывались совещания рабселькоров, на которых проходил обмен опытом, определялись лучшие формы организации рабселькоровского движения.
В 1924—1925 гг. состоялось 108 съездов, 220 конференций и совещаний рабселькоров. В июне 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О рабселькоровском движении», которое сыграло важную роль в дальнейшем развитии этого движения, определив формы и методы партийного руководства рабселькорами. Был создан специальный журнал — «Рабоче-крестьянский корреспондент». Редактирование журнала партия поручила М. И. Ульяновой.
Рабселькоры помогали партии и правительству сплачивать трудящиеся массы города и деревни на борьбу с недостатками в государственном аппарате. Только по девяти губерниям за вторую половину 1924 г. по сообщениям селькоров было возбуждено 5 тыс. судебных дел.
Враги Советской власти пытались подкупом, угрозами, наконец, открытым террором запугать рабселькоров, остановить рост рабселькоровского движения. Но преследования не запугали их и не приостановили развитие этого массового движения. Рабселькоры стали активными помощниками партии в осуществлении задач социалистического строительства.
Подъем общественной активности во всех сферах жизни советского общества был показателем вовлечения все новых миллионов трудящихся в управление государством.
1 млн. членов партии, 1,6 млн. членов комсомола, 8 млн. членов профсоюзов, миллионы членов Советов, кооперации, производственных совещаний, добровольных обществ и других общественных организаций, руководимых Коммунистической партией,— такова, пользуясь выражением В. И. Ленина, «маленькая цифирная картинка» 1 растущего и увеличивающегося участия масс во главе с рабочим классом в производственной, политической и общественной жизни, повышения их роли как активных строителей социализма. Из этого и вытекала важнейшая закономерность, установленная В. И. Лениным: чем больше новых миллионов трудящихся втягиваются в революционное движение, а при пролетарской диктатуре активно участвуют в управлении, тем больше ускоряется все мировое развитие, все движение вперед — к социализму.
Это ускорение движения обеспечило быстрые темпы восстановления и создало предпосылки для проведения социалистической реконструкции. | |
Просмотров: 1252 | |