1924 и 1925 гг. прошли под знаком реализации лозунга партии «Лицом к деревне». На съездах партии, на партийных конференциях, на пленумах ЦК обсуждались вопросы работы в деревне. Была определена цельная программа экономических и политических мероприятий по укреплению смычки города и деревни, по завоеванию середняка и изоляции кулака, усилению руководства рабочего класса бедняцкими и середняцкими слоями деревни.
В июле 1924 г. была создана комиссия пленума ЦК РКП (б) по работе в деревне, преобразованная в сентябре того же года в постоянное деревенское совещание ЦК. В состав совещания вошли руководящие работники партии: А. А. Андреев, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, В. М. Молотов, И. В. Сталин и др. В его работе участвовали беспартийные крестьяне. Совещание обсуждало вопросы экономического развития деревни, ее классового расслоения, политической жизни и культурного строительства, разработало конкретные мероприятия по укреплению экономической смычки с крестьянством, дальнейшему подъему его благосостояния и развитию кооперативного движения. Эти мероприятия претворялись в жизнь и определили всю практическую работу партийных и советских органов в деревне в 1924— 1925 гг.
Одновременно большое внимание было уделено подъему партийно-политической работы в деревне. Состоявшееся в октябре 1924 г. при ЦК РКП (б) совещание секретарей деревенских ячеек обсудило вопросы о ближайших задачах партийных ячеек в деревне, о поднятии сельского хозяйства, о кооперации в деревне, о комитетах крестьянской взаимопомощи, о политикопросветительной работе, о работе комсомола в деревне, о низовом советском аппарате, заслушало доклады с мест и другие вопросы.
Сразу же после совещания секретарей ячеек состоялся октябрьский пленум ЦК (1924 г.), определивший в своей резолюции очередные задачи работы партии в деревне и новые формы и методы деятельности партийных организаций на селе. С 15 ноября 1924 г. по 15 января 1925 г. проходил смотр сельских ячеек РКП (б). За время смотра в редакции газет поступило свыше 3 тыс. корреспонденций от крестьян. В газете «Беднота» была освещена работа 119 сельских ячеек партии и примерно такого же числа комсомольских ячеек. 1600 заметок о работе сельских партийных организаций поступило во время смотра в центральный орган партии — газету «Правда». Рост партийных и комсомольских организаций в деревне После ленинского призыва, значительно увеличившего и укрепившего пролетарское ядро в партии, XIII съезд РКП (б) принял решение о возобновлении приема крестьян в партию. Съезд рекомендовал принимать в первую очередь батраков, маломощные элементы крестьянства, а также середняков, прошедших школу Красной Армии, на деле активно поддерживавших партию и Советскую власть.
Тяга крестьян в партию усилилась. С 1 января 1924 г. по 1 января 1926 г. численность коммунистов, объединяемых деревенскими партийными организациями, возросла со 137 тыс. до 251 тыс., т. е. почти вдвое.
Особенно быстро в те годы происходил рост деревенского комсомола. С 1 июля 1924 г. по 1 января 1926 г. число комсомольцев на селе увеличилось с 300 тыс. до 950 тыс. В течение первых месяцев 1925 г. в деревне ежедневно возникало более 50 новых сельских ячеек комсомола. Комсомол превратился в крупную политическую силу в деревне и стал главным резервом роста деревенских партийных организаций.
В условиях такого большого количественного роста партийных и комсомольских организаций важной задачей было улучшение всей постановки партийной и комсомольской работы на селе. Партийные и комсомольские ячейки в деревне отличались некоторой замкнутостью в своей деятельности, мало уделяли внимания практическим вопросам сельского хозяйства, нередко слабо были связаны с беспартийным крестьянством. Массово-разъяснительная работа порой подменялась методами командования и приказов.
Партия наметила и осуществила важные меры по устранению этих недостатков. В деревню было направлено 6 тыс. партийных и комсомольских работников из города. Постановление ЦК «Построение и формы парторганизации в деревне», принятое в апреле 1925 г., рекомендовало создавать специальные кандидатские группы, проводить открытые партийные собрания с привлечением членов комсомола и беспартийных крестьян. Весной 1925 г. была проведена проверка состава деревенских партийных организаций.
В 1924 г. были созданы пропагандистские группы ЦК для помощи местным партийным организациям в постановке партийного просвещения. Пропагандистские группы направлялись в основные крестьянские районы: в Тамбовскую, Воронежскую, Самарскую, Пензенскую, Смоленскую, Новгородскую губернии, на Кубань, Урал, в Белоруссию, Татарскую республику и т. д.
ЦК партии наметил также меры по улучшению деятельности деревенского комсомола. В постановлении «О положении и работе РЛКСМ в деревне» от 15 мая 1925 г. предлагалось расширить ряды комсомольцев за счет батрацкой молодежи, укреплять связь комсомола с союзом Вееработземлес, усилить работу и расширить сеть комсомольских ячеек в совхозах, обратить особое внимание на работу среди девушек-крестьяяок и др. Улучшалась обстановка для воспитания и образования деревенской молодежи (строительство школ крестьянской молодежи, значительное увеличение набора в вузы и на рабфаки юношей и девушек из крестьян и т. д.). Политика оживления Советов и ее результаты Укрепление партийных и комсомольских организаций в деревне создавало необходимые условия для решения важнейшей политической задачи — оживления Советов и создания вокруг низовых органов Советской власти широкого беспартийного актива.
Выдвигая лозунг оживления Советов, Коммунистическая партия исходила из того, что Советы — это органы власти рабочего класса и трудовых масс крестьянства. «Мы должны,— говорил М. И. Калинин,— приобщить крестьянина к управлению, чтобы он сознавал, что он участвует в управлении. А как мы его приобщим, не втянув его в Советы? Ведь главные наши органы, которые имеют большое значение, есть, конечно, Советы. Советы показали свою удивительную способность к организации масс» ’. Он указывал также, что участие крестьян в управлении — один из главных факторов укрепления союза рабочего класса с крестьянством, улучшения всей работы в деревне.
Сама жизнь требовала решительной перестройки сельских Советов, дальнейшего развертывания демократии и привлечения к активной работе в Советах широких трудовых масс крестьянства.
Президиум ЦИК СССР в декабре 1924 г. издал специальное постановление о проведении повторных выборов в тех местностях, где на выборах в 1924 г. были допущены нарушения Конституции и избирательного закона и где явка избирателей была ниже 35%. В письме «О частичных перевыборах Советов» (январь 1925 г.) ЦК партии предлагал местным партийным организациям значительно шире, чем это было в прошлые выборные кампании, выдвигать беспартийных, особенно женщин, не препятствовать выдвижению кандидатов на избирательном собрании самими беспартийными, не навязывать голосования по списку.
Повторные выборы в Советы продолжались с января по май 1925 г. и были проведены в 39 губерниях и областях СССР. В 27 губерниях перевыборы проходили по части уездов.
Перевыборы Советов весной 1925 г. прошли при значительном повышении активности избирателей. Процент избирателей, участвовавших в перевыборах, увеличился до 45 в деревне и 48 в городе.
В целях дальнейшей разработки практических мероприятий по оживлению Советов города и деревни в декабре 1924 г. при Президиуме ЦИК СССР было создано Всесоюзное совещание по вопросам советского строительства. В него вошли представители местных Советов и различных советских учреждений. Председателем совещания был М. И. Калинин.
М. И. Калинин неутомимо добивался совершенствования советского аппарата. Он великолепно знал нужды народа, учил рабоче-крестьянскую массу и учился у нее. Во всех концах страны люди знали «всесоюзного старосту», он был подлинным любимцем народа.
Совещание по советскому строительству подготовило ряд важных законопроектов по вопросам деятельности органов государственной власти на местах («Инструкция о перевыборах в Советы», постановление ч<Об улучшении работы волостных исполнительных комитетов и сельских Советов», «Положение об основных началах деятельности и организации городских Советов», постановление «Об укреплении волостных (районных) бюджетов» идр.).
Одновременно проводились совещания по советскому строительству при местных Советах. Только во второй половине 1925 г. по РСФСР состоялось 30 губернских совещаний, в том числе в Москве, Ленинграде, Смоленске, на Кубани, Урале и т. д.
Все это позволило осуществить ряд важных мер по улуч-хпению работы Советов. Например, были изменены нормы представительства в сельские Советы. Один член Совета избирался теперь не от 200, как прежде, а от 100 жителей. Это привело к увеличению числа членов сельских Советов, к расширению народного представительства в органах власти.
При волостных исполкомах и сельских Советах стали шире создаваться секции и комиссии (сельскохозяйственные, культурно-просветительные, кооперативные, финансово-налоговые и др.).
При городских Советах работали секции коммунального хозяйства, финансово-бюджетные, народного образования, здравоохранения, кооперативно-торговые и др. Если в конце 1922 г. в РСФСР секции имелись лишь при 104 из 227 городских Советов, то к концу 1925 г. они были образованы почти во всех крупных городских Советах.
В состав секций входили и не члены Советов. Например, если в 1922 г. в секции городского и районных Советов Москвы было вовлечено 558 человек, то в 1926 г.— 8395. Значительный рост актива вокруг Советов наблюдался и по другим городам.
К концу 1925 г. в деревне было 650 тыс. депутатов сельских Советов и волостных исполкомов, в различных комиссиях сельских Советов и волостных исполкомов Российской Федерации принимало участие около 1 млн. беспартийных крестьян, а весь беспартийный актив деревни составлял не менее 5 млн. человек.
С помощью этого многомиллионного беспартийного актива Коммунистическая партия повседневно поддерживала контакт со всем трудовым народом и, улучшая деятельность Советов, укрепляла Советское государство. | |
Просмотров: 1849 | |