Хозяйственный подъем деревни обеспечил улучшение материального положения крестьянства и привел к росту его политической активности.
«...В соответствии с тем, как увеличивается благосостояние крестьянства,— говорил М. И. Калинин в докладе „О работе в деревне11 на XIII съезде партии,— увеличивается и его расслоение. Но когда происходит процесс увеличения разницы экономического положения в крестьянстве, то это сказывается и на политике. В деревне увеличилось политическое влияние середняков и кулаческих слоев» '.
Кулацкие элементы в деревне использовали хозяйственные трудности, недостатки работы советского аппарата для ведения контрреволюционной агитации и привлечения середняков на свою сторону. Чтобы повести за собой середняцкие слои, кулаки сеяли вражду к рабочему классу, требовали повышения цен на хлеб, отмены монополии внешней торговли, всячески добиваясь подрыва авторитета Коммунистической партии и Советской власти.
Кулачество в деревне пыталось использовать советскую легальность, проникало в Советы, в кооперацию, в комитеты крестьянской взаимопомощи и другие крестьянские общественные организации. Умело маскируясь и скрывая свои доходы, кулаки нередко ухитрялись протаскивать свои кандидатуры даже на должности председателей Советов и другие руководящие посты.
Когда же такая деятельность терпела неудачу, кулаки переходили к прямым террористическим действиям против деревенских активистов — работников партийных, советских и кооперативных органов, против крестьян-общественников и особенно селькоров, сигнализировавших в органы печати о действиях кулаков и подкулачников.
В марте 1924 г. в селе Дымовке Одесской губернии был зверски убит селькор-коммунист Григорий Малиновский. Открытый судебный процесс над его убийцами привлек внимание всей советской общественности. ЦК и ЦКК РКП (б) в феврале 1925 г. опубликовали специальное постановление, в котором давалась политическая оценка событий в Дымовке и намечались меры улучшения политической работы в деревне. Всего с весны 1924 по август 1925 г. преследованию кулаков подверглись 140 рабселькоров, из них было убито 25 человек. В связи с террористическими актами кулачества «Правда» в октябре 1924 г. писала: «Последние месяцы отмечены кровавой полосой убийств и избиений селькоров. Оживающее кулачье поднимает руку на лучших представителей советской деревни. Мы должны подсечь эту преступную руку» *.
В 1924 г. в некоторых районах страны появились симптомы колебаний середняка. На беспартийных конференциях осенью 1924 г. усиленно выдвигались требования о снижении налога и повышении цен на хлеб. Такие сообщения шли из Белоруссии, Сибири, Курской, Тульской, Нижегородской и других губерний.
В августе 1924 г. грузинскими меньшевиками при помощи иностранной буржуазии было организовано восстание в Грузии, ставившее своей задачей оторвать ее от Советского Союза, восстановить в Грузии буржуазные порядки. Восстание в Грузии не имело сколько-нибудь глубоких корней в народной массе и было быстро ликвидировано. Вместе с тем оно отразило недовольство части крестьян и показало наличие серьезных недостатков работы в деревне.
Другим важным сигналом, свидетельствовавшим об осложнении политической обстановки, были результаты осенних перевыборов сельских Советов в 1924 г. В ряде районов кулаки сумели провести своих ставленников в низовые Советы, а бедняки не проявляли достаточной активности во время выборов. Общая явка крестьян на выборы была значительно ниже, чем в предшествующие годы.
В среднем по РСФСР процент явки избирателей в сельской местности составлял только 36,9, а в отдельных местностях — даже 19%.
Вся эта сложная обстановка требовала повышения общего уровня работы партийных и советских органов в деревне применительно к новым условиям. | |
Просмотров: 451 | |