При проведении новой экономической политики необходимо было строжайшим образом учитывать все особенности экономического и политического развития каждой республики.
Со всей остротой ставил эту задачу перед коммунистами национальных республик В. И. Ленин. 13 апреля 1921 г. он принял председателя Совнаркома Армении А. Ф. Мясникова 1 и беседовал с ним об особенностях партийной и советской работы в Закавказье. На следующий день В. И. Ленин написал свое известное письмо «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» и отправил его в Закавказье с А. Ф. Мясниковым. В этом документе говорилось, что для удержания и развития Советской власти на Кавказе и в Закавказье необходимо, чтобы коммунисты «поняли своеобразие их положения, положения их республик, в отличие от положения и условий РСФСР, поняли необходимость не копировать нашу тактику, а обдуманно видоизменять ее применительно к различию конкретных условий» 1 2.
В. И. Ленин настойчиво рекомендовал проявлять в республиках Кавказа «больше мягкости, осторожности, уступчивости по отношению к мелкой буржуазии, интеллигенции и особенно крестьянству»3. Он советовал сделать все, чтобы сразу же улучшить положение крестьян и рабочих, привлечь к работе интеллигенцию, намечая одновременно широкую программу развития торговли с капиталистическими странами, осуществления крупных работ по электрификации и особенно по орошению края.
«Не копировать нашей тактики,— вновь и вновь напоминал в этом письме В. И. Ленин,— а самостоятельно продумывать причины ее своеобразия, условия и итоги ее, применять у себя не букву, а дух, смысл, уроки опыта 1917—1921 годов» 4.
Отсюда и вытекал основной вывод вождя партии о задачах политики партии в экономически отсталых национальных районах: «Более медленный, более осторожный, более систематический переход к социализму — вот что возможно и необходимо для республик Кавказа в отличие от РСФСР. Вот что надо понять и уметь осуществить в отличие от нашей тактики» 5.
Ленинское письмо от 14 апреля 1921 г. давало научное обоснование особенностей тактики Коммунистической партии не только в районах Кавказа и Закавказья, но и в других национальных республиках и областях.
Перед коммунистами Туркестана и всей Средней Азии была поставлена задача самого решительного искоренения последствий колонизаторской политики царизма в земельном вопросе,
В 1921—1922 гг. в Казахстане и Туркестанской АССР проводились аграрные преобразования, которые способствовали установлению действительного равенства в нравах на землю и воду коренного населения с русскими и украинскими крестьяна-ми-переселенцами, обеспечили десятки тысяч бедняцких и батрацких семей землей и водными источниками. В результате аграрной реформы 1921 —1922 гг. в Семиреченской области было изъято 148 тыс. десятин земли, которая была роздана 4500 хозяйствам бедняков и батраков, в Сыр-Дарьинской — 90 тыс. десятин земли, розданной 2223 бедняцким и батрацким хозяйствам. В Ферганской области дополнительно было наделено землей свыше 2 тыс. бедняцких хозяйств. Эти первые аграрные реформы уничтожили привилегии русского кулачества и казачьей верхушки, несколько ослабили позиции байства, привели к росту классового самосознания бедноты и ее политической активности. Народы Советского Востока наглядно убедились в том, что Советская власть последовательно защищает их интересы.
14 октября 1921 г. ЦК РКП (б) в директиве о задачах работы Турккомиссии указал, что «следует проявить особое внимание и особую заботливость по отношению к среднему крестьянству, ни в коем случае не навязывая ему новых форм хозяйства и пе стесняя его деятельности в области свободного отчуждения сельскохозяйственных излишков, действуя осторожно, путем убеждения, в деле вовлечения средних крестьян в общее русло советского развития».
Для объединения и организации пролетарских и полупролетарских элементов в Средней Азии большое значение приобрел союз «Кошчи». Он служил средством вовлечения трудовых масс в советское и хозяйственное строительство.
По своему составу союз «Кошчи» был в известной мере сходен с комитетами бедноты в РСФСР в 1918 г. и с комитетами незаможных селян (комнезамами) на Украине *, но по задачам и характеру своей деятельности значительно от них отличался. Будучи освобожденным от всяких административных функций, являясь общественно-политическим объединением сельскохозяйственных рабочих, бедноты и передовых середняков аула и кишлака, он сыграл большую роль в сплочении бедняцко-середняцких масс всех национальностей Средней Азии, в росте их классового самосознания, активности и организованности. К лету 1925 г. союз «Кошчи» охватывал около 200 тыс. человек. Он оказывал большую помощь дехканам в организации мелиоративных и гидротехнических работ, создавал кредитные и прочие простейшие кооперативные объединения.
Большой удельный вес мелкой и мельчайшей промышленности в экономике, распространение местных старинных кустарных промыслов требовали применения специальных мер для поддержки и развития кустарной промышленности. Кустарям предоставлялись значительные льготы, а предприятия кустарной промышленности не подлежали ни муниципализации, ни национализации, ни конфискации. В этих условиях особенно большое значение приобретали указания В. И. Ленина о развитии и организации промысловой кооперации.
В Средней Азии и Казахстане в первой половине 20-х годов преобладали простейшие снабженческо-сбытовые формы кооперации. Наибольшее распространение имели кредитные и потребительские общества. В то же время, в зависимости от типа хозяйства, в различных районах создавались скотоводческие или еще более узко специализированные — коневодческие, овцеводческие, каракулеводческие — артели, мелиоративные, ирригационные и хлопководческие товарищества и др. Увеличивалась и численность производственных кооперативов (колхозов), хотя их удельный вес в сельском хозяйстве Средней Азии и Казахстана был значительно ниже, чем в центре страны. | |
Просмотров: 496 | |