Особенности восстановительного периода в национальных республиках СССР в 20-е годы

 

Развитие народного хозяйства, укрепление союза рабочего класса и крестьянства во всех советских республиках осуществлялись на основе ленинской экономической политики. Эти процессы шли на основе общих закономерностей социалистического строительства в условиях переходного периода от капитализма к социализму.

 

В то же время экономическое и политическое развитие каждой республики в те годы имело ряд отличительных черт. Конкретно-исторические особенности восстановительного процесса в национальных республиках определялись уровнем развития их производительных сил, степенью разрухи народного хозяйства в результате гражданской войны, соотношением различных социально-экономических укладов в экономике, характером расстановки классовых сил.

 

Разрыв в уровнях развития производительных сил отдельных национальных республик, унаследованный от колониального прошлого, в годы восстановительного периода был еще очень велик. Если в центральных районах РСФСР и на Украине имелась 'Современная крупная промышленность, которая быстро восстанавливалась, то в экономически отсталых восточных районах (особенно в Средней Азии) этой промышленности почти совсем не было, и задача состояла в том, чтобы создавать ее по существу заново. В среднеазиатских республиках промышленность была представлена главным образом кустарными предприятиями. Рабочий класс, особенно его национальные кадры, был чрезвычайно малочислен.

 

Подавляющее большинство населения жило в деревне. Так, сельское население по отношению ко всему населению в Туркестанской АССР в 1922 г. составляло 79,6%, в Бухарской народной республике — 81,9, в Хорезмской — 94,9 %. Преимущественно аграрными, со слабо развитой промышленностью, с еще большим, чем в центре, преобладанием крестьянского населения были Белоруссия и частично Закавказье (за исключением нефтедобывающих районов Азербайджана). В горных районах Грузии и Армении, в азербайджанской деревне в значительной степени сохранились пережитки патриархально-натурального хозяйства. Очень низким был удельный вес промышленности в большинстве автономных республик и областей РСФСР, а отдельные народы этих республик не прошли еще стадии капиталистического развития, некоторые из них находились еще на уровне патрйархалыю-родовых отношений (например, народы Севера).

 

В отстававших в своем экономическом развитии национальных республиках, как правило, существовали то же экономические уклады, что и в России (патриархальный, мелкотоварный, частнокапиталистический, государственно-капиталистический и социалистический), но их соотношение и удельный вес в экономике были иными. В отдельных районах Закавказья, в казахском, туркменском и киргизском аулах, в узбекском и таджикском кишлаках (исключая относительно высокотоварные хлопковые районы) еще преобладали патриархальный уклад, натуральное или полунатуральное хозяйство. Слабее, чем в Центральной России, был развит частнокапиталистический уклад, и совсем незначительное место занимал государственнокапиталистический уклад. Здесь намного меньше, чем в центре страны и на Украине, был и удельный вес социалистического уклада.

 

Если в РСФСР, па Украине и в Белоруссии помещичье землевладение к 1920 г. было ликвидировано полностью, то в республиках Средней Азии и в Казахстане байство продолжало еще фактически пользоваться лучшими сенокосными и пахотными угодьями, сохранило многие свои привилегии па пользование водными источниками и применяло в своем хозяйстве докапиталистические методы эксплуатации. К концу гражданской войны в русской деревне центральной фигурой стал середняк, а в Казахстане и Средней Азии большинство крестьянских хозяйств было бедняцкими. Общественные отношения в этих районах в начале переходного периода еще оставались докапиталистическими — феодальными или патриархально-феодальными, что затрудняло размежевание классовых сил.

 

Докапиталистические отношения здесь тесно переплетались и сосуществовали с капиталистическими. Одновременно начинали складываться новые, социалистические отношения. Социалистический уклад, хотя его удельный вес оставался небольшим, креп и развивался.

 

Огромные трудности социалистического строительства усугублялись еще двумя обстоятельствами, связанными с последствиями гражданской войны и особенностями послевоенного развития национальных республик. Во-первых, территория большинства этих республик была непосредственной ареной военных действий, гражданская война здесь особенно затянулась, более длительное время хозяйничали интервенты и белогвардейцы, а Советская власть установилась и окрепла позже, чем в центральных районах России. Это обусловило особую тяжесть хозяйственной разрухи и наибольший упадок промышленности и сельского хозяйства. Во-вторых, окраинное положетше многих советских республик создало чрезвычайно сложную обстановку в начальные годы мирного социалистического строительства. Если на территории РСФСР кулацкий бандитизм был в основном ликвидирован к лету 1921 г., то на Украину и в Белоруссию бандитские шайки и крупные вооруженные отряды (петлюровцы, савинковцы и т. д.) продолжали перебрасываться из-за рубежа (главным образом из Польши и Румынии) еще в конце 1921 — начале 1922 г. Действия этих банд усиливали разруху и тормозили начинающееся восстановление народного хозяйства.

 

Еще более длительный и затяжной характер приняла борьба с басмачеством на территории Средней Азии. Эта борьба захватила почти все первое мирное пятилетие— 1921—1925 гг. Очень острый и опасный характер действия басмачей приобрели в конце 1921 — начале 1922 г. на территории Бухарской республики. В то время басмачей возглавил агент империализма, бывший военный министр Турция Энвер-паша. В феврале 1922 г. басмачи захватили Душанбе. Ликвидация энверовской авантюры потребовала больших усилий Красной Армии и трудящихся Бухарской республики. Действия басмачей, поддержанных иностранными империалистами, наносили огромный урон народному хозяйству среднеазиатских республик. Басмачи хищнически уничтожали скот, посевы, вырубали сады и виноградники, разрушали ирригационные сооружения и хлопкоочистительные заводы.

 

На северо-востоке страны кулацко-белогвардейские мятежи, начавшиеся осенью 1921 г., охватили почти всю Якутию. Они были ликвидированы к осени 1922 г. А в конце 1922 г. в Якутию вторгся белогвардейский отряд генерала Пепеляева (отряд формировался под Владивостоком при прямой поддержке японских и американских империалистов по сговору с якутскими националистами). Борьба с пепеляевщиной, продолжавшаяся до лета 1923 г., вновь отвлекла трудящихся Якутии от мирного труда.

 

На Украине и в Белоруссии, в Закавказье и Средней Азии, во многих автономных республиках РСФСР активно продолжали свою антисоветскую деятельность буржуазные националисты и их подпольные организации.

Категория: История | Добавил: fantast (06.11.2018)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0