Создание новой материально-технической базы в сельском хозяйстве было непосредственно связано с индустриализацией страны. Только высокоразвитая промышленность и прежде всего тяжелая индустрия в состоянии технически перевооружить сельское хозяйство. Однако в 1926— 1929 гг. индустриализация страны делала еще только первые шаги. Сельскохозяйственное машиностроение производило по преимуществу конно-ручной инвентарь, применявшийся в мелком хозяйстве.
В 1928/29 г. промышленность изготовила 1683 тыс. конных плугов и только 3,6 тыс. тракторных. Тем не менее широкое внедрение орудий и машин конной тяги (плугов, сеялок, жнеек, сенокосилок и т. п.) имело для развития сельского хозяйства огромное значение, поскольку в земледельческом производстве сохранилась еще соха, а посев, уборка и обмолот урожая в громадном большинстве случаев выполнялись вручную.
Советское государство из года в год увеличивало снабжение сельского хозяйства машинами и орудиями. В 1926/27 г. объем машиноонабжения сельского хозяйства достиг 125,8 млн. рублей, что значительно превышало максимальный уровень сбыта сельскохозяйственных машин в дореволюционной России, а в 1928/29 г.— 240,3 млн. рублей.
К началу сплошной коллективизации в технической оснащенности сельского хозяйства произошли некоторые сдвиги. На территории РСФСР с 1910 по 1929 г. число железных плугов и других усовершенствованных пахотных орудий увеличилось с 3,2 млн. до 10,3 млн. В 1928 г. сохой было вспахано всего 9,8% площади под яровые посевы. Заметно возросло число сеялок, жнеек, конных молотилок, сенокосилок и т. п. Тем не менее материально-техническая база крестьянских хозяйств оставалась крайне отсталой. Об этом наглядно свидетельствовало наличие в сельском хозяйстве РСФСР 4,9 млн. сох, косулей и сабанов. Среди орудий уборки и обмолота урожая продолжали господствовать коса и серн, цеп и молотильный каток. Повсеместно преобладал ручной посев. В 1927 г. только 15,2% крестьянских хозяйств имели те или иные сельскохозяйственные машины (конные сеялки, жнейки, косилки и т. п.). Мелкое крестьянское хозяйство базировалось главным образом на применении ручного труда.
Советское государство старалось обеспечить снабжение крестьянских хозяйств машинами и орудиями по довоенным ценам, хотя себестоимость этих машин была еще намного выше старых норм. Огромная помощь оказывалась крестьянству в форме кредита при покупке средств производства. Это сделало возможным приобретение машин и орудий для середняка и бедняка. В 1926/27 г. на территории РСФСР бедняки получили 28,8% машин и орудий, середняки — 52,2, кулаки —
19,6%, тогда как в дореволюционной России зажиточные хозяйства закупали 70% машин и орудий. Снабжение машинами в условиях Советского государства служило одним из важных факторов подъема бедняцко-середняцких крестьянских хозяйств.
После XV съезда Коммунистической партии резко увеличилось кредитование крестьянских хозяйств и колхозов на приобретение машин и орудий. В 1927/28 г. для этих целей государство ассигновало 109,3 млн. рублей, а в 1928/29 г.— 141 млн. В соответствии с директивами XV съезда были разработаны новые принципы кредитования, обеспечившие преимущественное снабжение машинами и орудиями кооперативов и бедняцких хозяйств. Снабжение машинами и орудиями бедняцких, середняцких и кулацких хозяйств стало вестись пропорционально их удельному весу в деревне. Процесс концентрации средств производства в руках сельской буржуазии прекращался. Зато социалистический сектор деревни получал новую технику во все возраставшем объеме. За 1928/29 г. колхозы вместе с тракторными колоннами и станциями получили 30% машин и орудий, а совхозы — 8,1 %.
Советское государство, идя навстречу нуждам бедняцкого и маломощно-середняцкого крестьянства, организовало в деревне широкую систему машинного проката. С ее помощью государство непосредственно вторгалось в сферу отношений найма- сдачи средств производства в деревне.
На территории РСФСР в 1928 г. работало 25 тыс. прокатных и зерноочистительных пунктов. С их помощью было освобождено в той или иной мере от кулацкой эксплуатации на почве найма инвентаря 12—15% бедняков и середняков. В 1929 г. число прокатных и зерноочистительных пунктов достигло 33,4 тыс.
Для создания материально-технических предпосылок массового колхозного движения определяющее значение имело внедрение трактора в сельское хозяйство. Мелкие, еще не окрепшие колхозы и различные крестьянские товарищества не располагали достаточными средствами для приобретения тракторов. Советское государство открыло чрезвычайно выгодный кредит. Долгосрочная ссуда в 1927/28 г. покрывала 77% стоимости трактора.
Тракторы сосредоточивались преимущественно в колхозах и кооперативных объединениях. К концу 1926 г. из общего числа тракторов, имевшихся в сельском хозяйстве РСФСР, 81,5% находилось в колхозах, кооперативных объединениях и совхозах, 7,7 % — в крестьянских обществах взаимопомощи, 10,8% — в кулацких хозяйствах. Сельская буржуазия настойчиво пыталась получить тракторы в свои руки. Советское государство первоначально экономическими и организационными мерами ограничивало возможности приобретения тракторов кулацкими хозяйствами. В декабре 1926 г. СТО СССР запретил снабженческим организациям продажу тракторов единоличникам. В течение 1928—1929 гг. у единоличных хозяйств были изъяты трактора путем принудительного выкупа.
Новая техника, концентрируясь в хозяйствах социалистического сектора, усиливала роль этих хозяйств как носителей нового способа производства. | |
Просмотров: 504 | |