Решения XV конференции ВКП(б) требовали всемерного усиления развития промышленности, производящей средства производства.
В связи с этими решениями, начиная с 1925/26 г. капиталовложения приобрели новый характер. Их назначением стало не только восстановление износа, а существенное увеличение основных фондов. Эта линия с каждым годом все отчетливее выражалась в распределении капиталов. Если в 1925/26 г. вложения в новое производство превышали отчисления на амортизацию в 2,5 раза, то в 1927—1929 г,г.— в 4,6 раза. При этом из года в год возрастал удельный вес капитальных вложений в отрасли, производящие средства производства: в 1925/26 г. он составлял 58,6%, а в 1926/27 г.—66,6%.
Конечно, капитальные вложения 1925/26 г. не могли непосредственно сказаться на выпуске продукции этого или даже следующего года. Однако они закладывали фундамент для дальнейшего подъема социалистической индустрии.
Вопрос о быстром темпе развития индустрии партия ставила в прямую связь с тем обстоятельством, что СССР в то время был единственной в мире страной диктатуры пролетариата. В этих условиях отставание тяжелой индустрии создавало угрозу самому существованию социалистического государства рабочих и крестьян, его обороноспособности.
Без быстрого развития индустрии и прежде всего производства средств производства нельзя было обеспечить перестройку всей экономики, в частности сельского хозяйства, перевод его на рельсы крупного машинного производства социалистического типа.
Осуществление плана индустриализации предполагало создание материально-технической базы для строительства новых предприятий и коренной реконструкции старых. Это породило новую для нашей страны отрасль хозяйства — строительную промышленность. Последняя стала создаваться уже в начале 20-х годов, когда была организована сеть государственных строительных контор. В 1926 г. наряду с общестроительными организациями создавались первые специализированные строительные конторы (по экскавации, санитарной технике и монтажу ит.д.).
В числе первых строительных трестов индустриального типа выделился, например, трест «Строитель» (Москва), осуществлявший в течение 1926—1928 гг. восстановление, расширение и реконструкцию таких московских предприятий, как заводы АМО, им. Владимира Ильича, «Геофизика», «Авиаприбор», «Манометр», Краснопресненский механический и др.
Широкие масштабы строительных работ требовали большого количества строительных материалов. По сравнению с 1925 г. производство цемента к концу 1927 г. увеличилось почти в 3 раза. Но общий уровень строительной промышленности был еще низок. Сооружение новых предприятий в большинстве случаев велось почти без механизмов, требовало огромных затрат физического труда. Лопата и тачка были массовыми орудиями труда строителей.
Крупное промышленное строительство начало осуществляться, в частности, в одной из важнейших отраслей народного хозяйства — энергетической. Советское правительство ежегодно увеличивало суммы, отпускаемые на строительство электростанций по плану ГОЭЛРО. Уже в 1926 г. выработка электроэнергии составила 180% к уровню 1913 г. В 1927/28 г. вложения в энергостроительство достигли без малого 300 млн. рублей, увеличившись за три года более чем в три раза.
В 1927 г. началось строительство 10 новых станций. В это же время были пущены в эксплуатацию Штеровская тепловая станция в Донбассе и первенец советского гидростроения — Волховская гидроэлектростанция.
Волховская гидроэлектростанция была создана по проектам, разработанным советскими специалистами во главе с Г. О. Графтио. Строительство этой станции было технической школой, в которой росли кадры работников, принимавших в дальнейшем участие в строительстве Днепрогэса и других крупнейших электростанций.
Наиболее важным, имевшим огромное значение для всего народного хозяйства страны, было предусмотренное планом ГОЭЛРО строительство мощной гидроэлектростанции на Днепре. Над проектом Днепрогэса много лет работал выдающийся советский ученый И. Г. Александров. В конце 1926 — начале 1927 г. правительство создало специальное строительное управлепио «Днепрострой». Во главе строительства были поставлены крупнейшие инженеры-ученые: А. В. Винтер, Б. Е. Веденеев, П. П. Ротерт.
Днепрострой стал символом созидательного труда. Строительство началось в марте 1927 г. в 12 километрах от Запорожья, у небольшого селения Кичкас. 8 ноября 1927 г., в десятую годовщину Октябрьской революции, состоялась торжественная закладка Днепровской гидроэлектростанции.
Ходом строительства интересовалась вся страна. При ВУЦИК был создан Всеукраинский комитет содействия Дне-прострою. В адрес этого комитета со всех концов Союза поступали средства от различных общественных организаций. Только в октябре 1927 г. в распоряжение комитета поступило свыше 0,5 млн. рублей. Одной из важнейших задач индустриализации было развитие металлургической промышленности. Металлургические заводы страны были оснащены небольшими по объему малопроизводительными доменными и мартеновскими печами. Особенно устарело оборудование уральских заводов. Валовая продукция ни по одному виду металлургической промышленности не достигла еще уровня 1913 г.
В первые годы индустриализации ведущио предприятия советской металлургии были сосредоточены на юге страны и объединялись трестом «Югосталь». Сюда и направлялись тогда основные капитальные вложения. Но Юг пе мог дать быстрорастущему народному хозяйству необходимого количества металла. Интересы увеличения выплавки металла, рационального размещения предприятий, а также соображения обороны требовали быстрейшего развития металлургической промышленности на востоке страны. Началось проектирование крупнейших заводов — Магнитогорского на Урале и Кузнецкого (Тель-бесского) в Сибири.
Подготовка к строительству Кузнецкого металлургического завода шла с июля 1927 г. Строительная площадка была выбрана вблизи Кузнецка. Сырьевой базой нового металлургического гиганта были коксующиеся угли Кузнецкого угольного бассейна и железные руды Урала. Так воплощалась ленинская идея производственно-экономического объединения горно-металлургического Урала с Кузнецким угольным бассейном. В том жо году на юге страны приступили к строительству Керченского металлургического завода; подготовлялось строительство крупного завода в Кривом Роге.
Усиленно начала развиваться химическая промышленность. С 1925/26 по 1927/28 г. капитальные вложения в нее составили около 185 млн. рублей (более 6% всех вложений в промышленность).
В марте 1928 г. группа крупнейших ученых (А. Н. Бах, Н. Д. Зелинский, Н. С. Курнаков, А. Е. Ферсман и др.) обратилась в Совнарком с обоснованием необходимости широкого внедрения химической технологии в народное хозяйство и быстрого роста всей химической промышленности. Предложения ученых легли в основу принятого в апреле 1928 г. постановления Совнаркома СССР о мероприятиях по химизации народного хозяйства страны. Был учрежден специальный комитет по химизации. Во главе его партия поставила талантливого организатора, заместителя председателя Совнаркома СССР Я. Э. Руд-зутака.
Серьезный толчок был дан и топливной, прежде всего угольной, промышленности. Характерно, что в довоенной России на долю Донбасса приходилось 87% всей добычи каменного угля, а в 1927 г.— 78%. При абсолютном росте добычи угля в
Донбассе одновременно увеличилась доля каменноугольных бассейнов Центра и Востока (Подмосковья, Урала, Кузбасса). Внедрение новых методов добычи угля началось во всех угольных районах. На смену горняцкому обушку в шахты стал приходить пневматический отбойный молоток. Новая техника, электроэнергия способствовали повышению производительности труда. В 1927/28 г. добыча угля составила свыше 120% к уров-шо 1913 г.
Одной из основных задач индустриализации было создание отечественного машиностроения. В 1927/28 г. потребности промышленности в станках удовлетворялись за счет внутреннего производства только на 19%. Пионерами советского станкостроения были завод «Красный пролетарий» в Москве и завод им. Я. М. Свердлова в Ленинграде. В 1927 г. «Красный пролетарий» освоил 14 типов станков. В это же время велась разработка токарно-винторезного станка новой конструкции марки «ДИП» («Догнать н перегнать»). Этот станок неоднократно впоследствии модернизировался и сыграл важную роль в советском машиностроении.
Ленинградский завод им. Я. М. Свердлова наладил выпуск станков оригинальной конструкции для текстильного машиностроения. Производством станков занимались также заводы «Самоточка» (Москва), «Комсомолец» и другие — всего 8 заводов. Однако они не были специализированными предприятиями. Наряду со станками они изготовляли полиграфические машины, дизели, котлы, водомеры и т. д. Основное место в импортных операциях отводилось закупкам наиболее совершенных машин и станков. В 1925/26 г. было, импортировано машин, станков и приборов на 83,6 млн. рублей, а в 1926/27 г,— на 140 млн.
Большой победой молодого советского электромашиностроения была, в частности, установка в 1926 г. на Волховской гидроэлектростанции гидрогенераторов отечественного производства. Успехи советского электромашиностроения позволили к 1928 г. полностью освободиться от импорта электромоторов и турбогенераторов небольшой и средней мощности.
Переход к индустриализации ознаменовался резким увеличением производства сельскохозяйственных машин. Объем сельскохозяйственного машиностроения в 1927 г. превысил довоенный уровень на 87,3%. Сельскохозяйственное машиностроение перешло к выпуску новых машин и оборудования, предназначенных к использованию с помощью механической, тракторной тяги. Огромное значение в этом отношении придавалось созданию крупнейшего в стране Ростовского завода сельскохозяйственных машин (Ростсельмаша). В мае 1927 г. были утверж-дены генеральный план и смета Ростсельмаша, а летом началось его строительство. В номенклатуру производства завода входили основные типы сельскохозяйственного оборудования, используемого с помощью механической тяги. В процессе социалистической индустриализации налаживалось и развивалось производство тракторов. В 1927 г. было выпущено 0,9 тыс., а в 1928 г.— 1,3 тыс. тракторов. Они выпускались «Красным нутиловцем» в Ленинграде и Харьковским паровозостроительным заводом. Первые успехи в области тракторостроения не могли, конечно, избавить страну от импорта тракторов. Предстояло построить новые тракторные заводы.
Местом постройки нового тракторного завода СТО в апреле 1927 г. утвердил Сталинград. Летом 1927 г. на площадку будущего завода пришли первые строители. Развернулись подготопительные работы — прокладка железнодорожной ветки, строительство домов, бараков и т. д. Началась героическая эпопея строительства СТЗ.
Советский народ взялся и за решение задачи массового производства автомобилей. На месте старого АМО по проектам советских инженеров началось строительство первенца советского автостроения. Вскоре было приступлено к проектированию и постройке в Нижнем Новгороде (Горький) еще одного крупнейшего автозавода, оборудованного по последнему слову техники, для массового производства грузовых и легковых автомашин.
В области развития советской авиационной промышленности 1926—1927 гг. также ознаменовались определенными сдвигами. Была освоена серия туполевских машин «АНТ», положивших начало развитию советской тяжелой авиации. В 1927 г. был пущен в серийное производство первый отечественный стосильный пятицилиндровый авиационный мотор М-11 системы советского конструктора А. Д. Швецова.
Быстро развивалось и производство средств производства для легкой, в частности текстильной, промышленности. Последняя хотя и была одной из наиболее развитых отраслей промышленности царской России, но в отношении машинного оснащения целиком зависела от заграничных поставщиков, особенно от Англии.
В 1926 г. развернулась постройка нового производственного корпуса Ленинградского машиностроительного завода. Завод освоил производство текстильных кардных машин, выпуск которых до этого был монополизирован английскими машиностроительными заводами. Завод им. К. Маркса, Климовский, Шуйский, также специализировавшиеся на обслуживании текстильной промышленности, наладили к 1927 г. производство ряда машин, ранее импортировавшихся (автоматические ткацкие стайки, чесальные хлопчатобумажные машины, ткацкие станки для шерстеобрабатывающей промышленности).
Таким образом, уже в первые годы индустриализации советская промышленность добилась существенных успехов в освобождении страны от необходимости ввоза ипостранного оборудования.
В годы индустриализации развертывалось также большое дорожное строительство. Летом 1926 г. была открыта первая в стране электрифицированная железная дорога Баку — Сабунчи.
Огромное значение для народного хозяйства СССР имело строительство Туркестано-Сибирской (Турксиб), или, как ее ранее называли, Семнреченскон, железной дороги. В 1927 г. строительные работы на Турксибо ужо велись широким фронтом, как па северпом, так и па южном участках. IV съезд Советов СССР (апрель 1927 г.) отметил, что такие крупные сооружения, как Днепрогэс и Семиреченская железная дорога, «являются началом переустройства всей экономики страны в соответствии с генеральным планом электрификации».
Так начинала воплощаться в жизнь ленинская идея социалистической индустриализации. | |
Просмотров: 550 | |