Несмотря на возраставшую напряженность, ни одно из 24 государств, поддерживавших с СССР нормальные отношения, не последовало примеру Англии и не пошло на разрыв дипломатических отношений с Советским Союзом.
Трудящиеся массы капиталистических стран активно выступали против империалистических планов, направленных против Советского Союза. 3 июня 1927 г. ЦК Коммунистической партии Англии опубликовал воззвание, призывавшее трудящихся протестовать против антисоветских действий «твердолобых» и создавать «Советы действия для предотвращения войны против СССР, Китая и английского рабочего движения». В Лондоне, Глазго и других городах Англии состоялись массовые демонстрации и митинги с требованием восстановить отношения с СССР. 31 мая 1927 г. ЦК Коммунистической партии Германии обратился с воззванием к германским трудящимся. «Советский Союз — отечество рабочего класса всего мира,— указывалось в нем.— Каждому классово-сознательному рабочему Коммунистическая партия говорит: борьба Советского Союза против правительства Болдуина есть ваша борьба. Вставайте же на защиту Советского Союза» В начале августа 1927 г. в Берлине проходили мощные антивоенные манифестации. Демонстрации в защиту Советского Союза состоялись также в Лейпциге, Дрездене, Геттингене и Бремене. После убийства Войкова Коммунистическая партия Польши призвала польский пролетариат усилить борьбу против угрозы войны. Десятки рабочих делегаций посетили полпредство СССР в Варшаве и выразили сочувствие Советскому правительству.
Решающими причинами срыва планов создания антисоветского фронта, провала военных провокаций были растущая мощь Советского Союза, последовательная, целеустремленная внешняя политика Советского правительства. В Москве была учтена заинтересованность части западной буржуазии в развитии деловых связей с СССР. Место Великобритании во внешней торговле СССР заняли другие западные (Государства.
Будучи сторонником экономического сотрудничества стран с различным социально-экономическим строем, Советское правительство на первой мировой экономической конференции, состоявшейся в мае 1927 г. в Женеве, выдвинуло широкую и конкретную программу сотрудничества с капиталистическими странами на основе равноправия, признания монополии внешней торговли в СССР и отказа от каких-либо форм экономической агрессии. «Без участия СССР,— говорил советский делегат Л. М. Хинчук,— нормальное развитие мирового хозяйства невозможно» 1 2.
Советский Союз добился того, что конференция признала необходимым развитие торговых отношений с СССР, возможность мирного торгового сотрудничества между всеми нациями. Б связи с этим признанием американское правительство, которое все время противилось налаживанию деловых контактов с Советским Союзом, вынуждено было в конце мая 1927 г. заявить, что оно не будет препятствовать развитию торговли с СССР. Все чаще в СССР стали приезжать американские финансисты, бизнесмены, представители технической интеллигенции. В течение 1927—1928 гг. был заключен ряд взаимовыгодных соглашений с американскими нефтяными и электрическими компаниями. Доля США во внешней торговле СССР с 1925/26 по 1927/28 г. возросла с 17,7 до 22,1%. Большая группа советских заказов была перемещена из Англии во Францию. Стоимость ввезенных французских товаров в 1927/28 г. составила почти 125 млн. рублей против 77,3 млн. в 1926/27 г. Особенно успешно развивалась торговля между Советским Союзом и Германией, приносившая реальные выгоды обеим сторонам. Еще в 1926 г. Германия предоставила СССР большой кредит, после чего было начато около 700 торговых операций. Стоимость экспорта из СССР в Германию в 1927/28 г. составила около 675 млн. рублей против 389 млн. в 1925/26 г.
Несмотря на провокации английской реакции, благоприятно развивались деловые связи СССР со странами Прибалтики и Польшей. 2 июня 1927 г. был заключен советско-латвийский торговый договор, по которому латвийские промышленники получали ряд советских заказов. Расширялась торговля Советского Союза с Японией, Австрией, Грецией, Швецией, Египтом. Внешнеторговый оборот СССР в 1929 г. составил около 6,3 млрд, рублей (в 3 раза больше, чем в 1924 г.).
С расширением деловых связей, как правило, улучшались и политические отношения. Советская дипломатия энергично боролась за раскол единого антисоветского фронта империалистических держав. Советско-германский договор о ненападении и нейтралитете от 24 апреля 1926 г. вместе с экономическими соглашениями оказался серьезной преградой на пути вовлечения Германии в антисоветский блок.
Нормальные отношения успешно налаживались и с государствами, слабо развитыми в экономическом отношении, испытывавшими колониальный гнет. В течение 1925—1927 гг. на 62% возросла советско-китайская торговля. В марте 1927 г. был подписан торговый договор с Турцией; торговый оборот между двумя странами в 1927/28 г. составил около 102 млн. рублей. Росли и советско-афганские экономические связи; товарооборот между двумя странами в 1927/28 г. вырос почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. 1 октября 1927 г. с Ираном был подписан договор «о гарантии и нейтралитете». Стороны обязывались не нападать друг на друга, а в случае, если одна из них подвергнется нападению третьего государства, соблюдать нейтралитет. Торговый оборот между СССР и Ираном вырос с 293,6 млн. рублей в 1926/27 г. до 470,6 млн. в 1927/28 г. Товарооборот между СССР и Индией в 1927/28 г. перевалил за 100 млн. рублей, увеличившись за год на !/з.
Советское правительство использовало все возможности для укрепления и расширения мирного сотрудничества с зарубежными странами, срыва планов провокаторов войны, улучшения международной обстановки. Но империалисты прибегали к новым уловкам. После неудач с созданием антисоветского фронта в 1927 г. очередные попытки в этом направлении были предприняты в иной форме в следующем году. 27 августа 1928 г. Англией, США, Германией, Францией, Японией и другими капиталист инее ними странами был подписан пакт Бриана— Келлога, осуждавший войну как средство международной политики. СССР к участию в пакте приглашен не был. Тем самым отказ от ведения войн не распространялся на взаимоотношения капиталистических стран с Советским Союзом, что подтверждало стремление превратить пакт в «орудие изоляции и борьбы против СССР», а переговоры о нем сделать «составной частью политики окружения СССР» *. Разоблачение Советским Союзом действительных целей пакта вызвало большой международный резонанс, особенно среди народных масс западных стран. Авторам пакта пришлось отступить от своих первоначальных намерений и предложить Советскому Союзу присоединиться к нему. 6 сентября СССР заявил западным держввам о согласии присоединиться к пакту.
Пакт Бриана — Келлога мог вступить в силу лишь после ратификации его всеми подписавшимися странами. Однако, кроме СССР, никто с ратификацией не спешил. То^да Советский Союз предложил своим западным соседям немедленно ввести пакт в действие.
9 февраля 1929 г. в Москве был подписан соответствующий протокол между СССР, Эстонией, Латвией, Польшей и Румынией. Вскоре к этому протоколу присоединились Турция, Иран. Литва. Так Советское правительство добилось успеха в борьбе за мир.
Убедившись в провале антисоветских планов, английские правящие круги пошли на попятную. К тому же на выборах 1929 г. в Англии одержали победу лейбористы, которые высказались за нормализацию отношений с СССР.
7 ноября 1929 г. лейбористское правительство сообщило о своем намерении восстановить советско-английские дипломатические отношения и предложило СССР обменяться послами. Советская внешняя политика одержала еще одну крупную победу. Возможность новых империалистических провокаций не была, однако, исключена. Поэтому, продолжая борьбу за мир, за дальнейшее развитие экономических и культурных связей с капиталистическими странами, сплачивая вокруг себя миролюбивые силы всего мира, Советский Союз должен был сохранять постоянную бдительность. | |
Просмотров: 777 | |