В 1931 г. в капитальное строительство промышленности было вложено 7 млрд, рублей, что превысило вложения, сделанные за два с половиной предыдущих года. Из общей суммы вложений, направленных в промышленность в 1932 г. (9,6 млрд, руб.), почти половина была затрачена на новое строительство и немногим более 'Д — на расширение и реконструкцию действующих предприятий. Подавляющая часть средств направлялась на дальнейшее развитие тяжелой индустрии.
Третий и четвертый годы пятилетки были годами завершения строительства и ввода в эксплуатацию ряда крупных предприятий, заложенных ранее. Только в 1931 г. в строй вступили предприятия с основным капиталом на сумму в 3,5 млрд, рублей — столько же, сколько за два с половиной предыдущих года.
В Москве на месте полукустарных авторемонтных мастерских вырос один из крупнейших в мире заводов по производству грузовых автомашин —< Московский автомобильный завод (ныне завод им. Лихачева). Другой крупнейший автомобильный завод был пущен 1 января 1932 г. в Нижнем Новгороде. 1 октября 1931 г. с конвейера Харьковского тракторного завода сошел первый трактор, а уже в конце января 1932 г., т. е. спустя всего четыре месяца, завод выпускал по 50 тракторов в сутки. В Саратове в конце 1931 г. вошел в строй действующих завод комбайнов производительностью в 20 тыс. машин в год.
На Кольском полуострове, за Полярным кругом, развернулось строительство комбината по переработке хибинских апатитов и производству ценных удобрений для сельского хозяйства.
За три года (1930—1932 гг.) в Хибинах была создана апатитовая промышленность. Это имело огромное народнохозяйственное значение. Химическая промышленность получила неограниченные запасы дешевого фосфорного сырья. В результате Советский Союз был не только избавлен от необходимости ввозить иностранные фосфориты, но и сам стал крупным экспортером этого сырья для производства минеральных удобрений.
На Урале была введена в эксплуатацию первая очередь Березниковского химического комбината в составе восьми заводов. Челябинский завод начал выпускать ферросплавы, до этого целиком ввозившиеся из-за границы. Начал работать первенец советской медеплавильной промышленности — Красноуральский комбинат. На Украине в строй действующих предприятий вошел запорожский металлургический завод «Запорожсталь» им. Орджоникидзе, в Москве — шарикоподшипниковый завод, который уже в 1932 г. выпустил 1 млн. подшипников из отечественной стали и вскоре полностью освободил нашу страну от импорта подшипников. В Москве и Нижнем Новгороде были пущены новые станкостроительные и инструментальные заводы. За один только 1931 г. в СССР было введено в эксплуатацию 79 новых угольных шахт, а мощность пущенных в этом году электростанций была почти равна мощности электростанций, введенных в строй за два предыдущих года. Гигантское строительство, которое было развернуто в годы первой пятилетки, требовало огромных усилий и материальных средств. Но страна была еще бедна. Она не могла одновременно с созданием и всемерным развитием тяжелой индустрии развертывать в необходимых размерах легкую и пищевую промышленность, производство товаров народного потребления, строить достаточное количество жилищ.
В стране не хватало одежды, обуви и многих других предметов первой необходимости. На стройках рабочие жили во временных бараках, палатках и землянках. В ряде мест было плохо организовано медицинское, коммунальное и культурно-бытовое обслуживание рабочих. На Кузнецкстрое, например, в разгар строительства, летом 1931 г., только около 8 тыс. человек было расселено в домах постоянного типа, а почти 40 тыс. строителей жило во временных бараках, палатках, шатрах и землянках. Временные жилища были переуплотнены. Общественные столовые на стройке работали е нагрузкой, более чем в 3 раза превосходившей нормальную. На строительстве Магнитогорского металлургического комбината под жилье для рабочих было занято 40 товарных вагонов, кроме того, более 10 тыс. человек жили в землянках. Примерно такое же положение было на многих других стройках первой пятилетки.
Велики были трудности, выпавшие на долю советского народа, который первым пошел по неизведанному пути строительства социалистического общества. Но рабочие сознавали, что в условиях враждебного капиталистического окружения иного пути для превращения страны в могучую индустриальную державу не было. Рабочий класс, трудящиеся массы СССР твердо верили в победу социализма и ради достижения этой великой цели не жалели сил и средств, шли на жертвы, отказывали себе иногда в самом необходимом. На заводах и фабриках, на стройках первой пятилетки советские рабочие показывали образцы трудового героизма и самоотверженности.
Старый рабочий, мастер литейного дела П. Антонов, вспоминая о строительстве Уральского завода тяжелого машиностроения, писал: «Мы работали в цехах, не имевших крыш, а порой и стен. Мы натягивали брезент и трудились под его прикрытием, мерзли в буран и стужу и отогревались у костров. По собственному желанию после трудового дня по четыре часа вместе со своими семьями работали на субботниках. И все это только потому, что одна мысль владела нами, одно желание было у нас: быстрей ввести гигантский машиностроительный завод в строй действующих предприятий страны» '.
Сообщения газет того времени о ходе строительства социалистической индустрии были похожи на фронтовые сводки. Пуск каждого нового предприятия, каждой новой домны, электростанции, шахты отмечался как победа в сражении с вековой отсталостью страны. Когда был создан первый советский блюминг, его строители — рабочие Ижорского металлургического завода — говорили, что за блюминг они дрались, как на фронте. В сооружении блюминга участвовал весь 16-тысячный коллектив завода. Отливкой станины руководил 63-летний мастер Румянцев, 47 лет проработавший на производстве и незадолго перед тем ушедший на заслуженный отдых. Узнав, что ижорцам дано боевое задание, он вернулся на завод и заявил о своем желании быть в первых рядах строителей блюминга и передать свой многолетний опыт молодым рабочим. Много знаний и сил отдал созданию первого блюминга старый фрезеровщик Гидлевич, имевший за плечами 30 лет работы у станка.
Выдающимися трудовыми подвигами было ознаменовано строительство крупнейшего в Европе Магнитогорского металлургического комбината, вступившего в строй действующих предприятий 1 февраля 4932 г. На всю страну и далеко за ее пределами прославилась своей небывало высокой производительностью труда бригада бетонщиков Галиуллина. На строительстве одного из объектов комбината этой бригадой был установлен мировой рекорд укладки бетона. Впоследствии бригада в полном составе перешла на монтажные работы, а затем многие ее члены, окончив курсы, стали квалифицированными металлургами.
Массовый трудовой героизм был проявлен строителями другого гиганта черной металлургии — Кузнецкого металлургического комбината. Строительство этого предприятия осуществлялось в исключительно трудных условиях. Удаленность строительной площадки от центров снабжения, недостаток квалифицированных кадров, суровый климат Сибири — таковы были главные трудности, которые пришлось преодолевать строителям.
На площадке Кузнецкетроя была побеждена суровая сибирская зима. Строительство велось в течение всего года. Впервые в мировой практике здесь была произведена кладка бетона без тепляков при морозах, доходивших до 30—50 градусов. Лучшими по укладке бетона были комсомольские бригады Барышева и Шаболина. Бригада Колокольцева, соревнуясь с харьковскими, магнитогорскими, московскими, владивостокскими бетонщиками, не раз давала рекордное число замесов на бетономешалке. От бетонщиков не отставали огнеупорщики и землекопы. Бригада Оболенского установила мировой рекорд кладки огнеупора. На земляных работах мировой рекорд — по 74 кубометра земли на человека в смену — был достигнут осенью 1931 г. землекопами звена Филиппова.
Первая очередь Кузнецкого металлургического комбината была сдана в эксплуатацию в 1932 г. Первая домна, которая но своей мощности уступала лишь домне, построенной в Магнитогорске, выдала чугун 3 апреля. «Это был счастливый, незабываемый день,— вспоминал впоследствии один из участников стройки.— Перед утром все строители — землекопы, бетонщики, плотники, каменщики и монтажники — собрались на площади Побед. И вот, когда в напряженной тишине загудела домна, у многих из них на глазах навернулись слезы. Люди обнимали друг друга, кричали ,,ура“» '.
В июле 1932 г. в Кузнецке была задута вторая домна, затем сданы в эксплуатацию две мартеновские печи, смонтирован один из первых советских блюмингов. В последний день 1932 г. рельсопрокатный стан комбината выдал первые рельсы.
Не менее интенсивно развернулось в восточных районах и повое шахтное строительство.
Вступление в строй двух гигантов черной металлургии — Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов, а также десятков новых шахт заложило прочный фундамент новой мощной угольно-металлургической базы на востоке СССР.
Крупной победой советского народа в борьбе за пятилетку было завершение строительства Днепровской гидроэлектростанции. 28 марта 1932 г. в плотину Днепрогэса был уложен последний кубометр бетона. Работая по встречному графику, ударники досрочно закончили монтаж первых турбин, и 1 мая Днепровская гидроэлектростанция дала промышленный ток. 10 октября 1932 г. состоялось торжественное открытие Днепрогэса. На торжества к строителям прибыли М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе. На пусковой площадке собрались тысячи людей. Здесь были строители, делегаты крупнейших предприятий страны, колхозники, представители советской общественности, иностранные гости.
Рапорт Советскому правительству о готовности Днепрогэса огласил на митинге начальник строительства А. В. Винтер. От имени ЦК партии и Советского правительства выступил М. И. Калинин. Он поздравил рабочих, технический персонал и американских консультантов с успешным завершением стройки. Бурными аплодисментами было встречено сообщение М. И. Калинина о том, что решением правительства Днепровская гидроэлектростанция включается в число действующих предприятий страны под именем Гидростанции им. В. И. Ленина. Он сообщил также о том, что ЦИК СССР наградил наиболее отличившихся строителей Днепрогэса орденами. Страстную речь произнес на этих торжествах и Г. К. Орджоникидзе. «Мы празднуем величайшую победу на фронте социалистического строительства» ',— заявил нарком тяжелой промышленности.
Быстрый рост и совершенствование социалистической промышленности вносили коренные изменения в техническую базу всего народного хозяйства СССР и создавали новые возможности для ускоренного продвижения страны к социализму. | |
Просмотров: 654 | |