В этой обстановке 10 ноября 1929 г. открылся пленум ЦК ВКП(б). Проблемы колхозного строительства заняли на нем главное место. Три из шести вопросов повестки дня (доклад председателя Колхоз-центра Г. Н. Каминского «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», доклад С. В. Косиора «О сельском хозяйстве Украины и о работе в деревне», доклад В. М. Молотова «О союзном Наркомземе») были посвящены исключительно сельскому хозяйству. Остальные вопросы повестки пленума также в значительной мере касались политики партии в деревне («О контрольных цифрах народного хозяйства на 1929/30 год», «О кадрах народного хозяйства», «О группе Бухарина»).
Накануне пленума в печати появился ряд материалов (статья И, В. Сталина «Год великого перелома», речь М. И. Калинина «12 лет пролетарской диктатуры» и др.), в центре которых стояла идея ускорения коллективизации.
В дискуссии по докладу Г. Н. Каминского и в резолюции пленума отмечалось, что бурный рост колхозного движения ставит перед партией ряд новых сложных задач, выявляет новые трудности и недостатки колхозного строительства. Важнейшими из них были: низкий уровень технической базы колхозов, плохая организация и низкая производительность труда, острый недостаток кадров и «нередко прямая неудовлетворительность руководящих органов колхозного движения»Все это порождало издержки и промахи в работе. Вместе с тем пленум решительно подчеркивал, что сдерживание темпов коллективизации под предлогом этих трудностей недопустимо.
В некоторых выступлениях приводились факты начавшегося по инициативе кулачества уничтожения производительных сил, в частности скота. В этой связи ряд партийных работников (С. В. Косиор и др.) высказывал мысль, что следует ускорить колхозное строительство и обобществление средств производства, чтобы спасти их от уничтожения.
Пленум указал пути решения наиболее насущных потребностей колхозного строительства. К таким путям относились: первоочередное создание материально-технической базы для социалистического преобразования деревни, эффективное использование, в связи с острым недостатком тракторов и сложных машин, простых орудий производства, поднятие трудовой дисциплины в колхозах, улучшение организации использования рабочей силы колхозников и т. д.
Стимулируя рост колхозного актива снизу, приняв меры по расширению подготовки кадров, пленум вместе с тем решил направить в деревню не менее 25 тыс. передовых рабочих, которых рекомендовалось использовать главным образом в качество председателей и членов правлений крупных колхозов.
Решения ноябрьского пленума ЦК сыграли важную роль в истории колхозного строительства. Они стали программой работы партии в деревне в конце 1929 — начале 1930 г., т. е. в самый ответственный и бурный момент колхозного строительства. Пленум решительно поставил задачу ускорения коллективизации. Партийные организации ориентировались на то, чтобы уже в ходе предстоящей весенней посевной кампании 1930 г. сплотить «решающие массы крестьянства на осуществление задач хозяйственного подъема и перехода к коллективным формам земледелия» *. Тем самым задания пятилетнего плана по коллективизации были пересмотрены в сторону их существенного увеличения.
Пленум подчеркнул, что «дело построения социализма в стране пролетарской диктатуры может быть проведено в исторически минимальные сроки» 1 2.
Партия считала, что курс на быстрое проведение коллективизации обоснован международной обстановкой, быстрым развертыванием индустриального строительства, возросшей тягой крестьянства в колхозы на фоне усилившегося сопротивления кулачества. Но вместе с тем нельзя было чрезмерно убыстрять и без того напряженные темпы, искусственно форсировать коллективизацию, брать курс на ее завершение в ряде республик чуть ли не в течение одного года. А такая тенденция проявилась в ходе работы пленума у ряда руководящих работников.
«Мне кажется,— утверждал на пленуме В. М. Молотов,— в недалеком будущем, и уже в будущем году мы сможем говорить не только о коллективизированных областях, но и о коллективизированных республиках» 3. Стремление «подстегнуть» коллективизацию ослабляло значение ряда важных мероприятий партии.
Пленум принял важное решение о создании нового государственного органа — Народного комиссариата земледелия СССР. В резолюции «О союзном Наркомземе» подчеркивалось, что социалистическая реконструкция сельского хозяйства уже привела к созданию таких общесоюзных учреждений, как Зер-нотрест, Колхозцентр, Трактороцентр, Сельхозснаб и др. Это, естественно, требовало координации их работы. Таким руководящим сельскохозяйственным органом и должен был стать Наркомзем СССР.
7 декабря 1929 г. в соответствии с решением пленума был создан Наркомзем СССР. Народным комиссаром был назначен Я. А. Яковлев, крупный аграрник-марксист, журналист, талантливый организатор. После гражданской войны он был заведующим отделом печати ЦК РКП (б), редактором «Крестьянской газеты» и газеты «Беднота». Работая затем заместителем наркома РКИ, Яковлев принимал непосредственное участие в ряде социально-экономических обследований деревни. На посту наркома земледелия Яковлев был в самые ответственные годы социалистической реконструкции сельского хозяйства. Много сделав для победы колхозного строя, дав в ряде работ первое теоретическое обобщение опыта массовой коллективизации, он вместе с тем несет и долю ответственности за «левацкие» перегибы, допущенные в колхозном строительстве.
Создание общесоюзного Наркомзема в целом способствовало укреплению государственного руководства колхозами. Одновременно проводилась и реорганизация кооперативно-колхозной системы. Удовлетворение потребностей колхозов стало первоочередной обязанностью всей кооперативной сети. | |
Просмотров: 1891 | |