Разработка мер по ускорению коллективизации в 30-е годы

Ускорение коллективизации требовало пересмотра и других заданий народнохозяйственного плана, предусмотренных пятилетним планом. Решение этих задач было исключительно сложным, требовало напряжения сил всей страны. В конце 1929 — начале 1930 г. партия и правительство предприняли ряд мер по укреплению материальной базы сельского хозяйства. План снабжения машинами был перестроен в соответствии с темпами коллективизации в отдельных районах. II сессия ЦИК СССР в декабре 1929 г. приняла решение о сохранении «возможно более низких цен на сельскохозяйственное оборудование» ’. Ассигнования на строительство новых и реконструкцию старых заводов сельскохозяйственного машиностроения были увеличены более чем в 2 раза, ускорилось строительство заводов для производства комбайнов. Все это потребовало перестройки работы и других отраслей тяжелой индустрии. Перед металлургической промышленностью, например, была поставлена задача перейти к выпуску металла специального качества. Был увеличен план по лесной промышленности, обязанной снабжать машиностроительные заводы большим количеством сухого качественного леса. Менялся план нефтяной промышленности и т. д.

 

Трактороцентру было отпущено дополнительно за счет средств общесоюзного бюджета 15 млн. рублей. Кроме того, Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк предоставил ему долгосрочный кредит (более 11 млн. рублей). К весенней посевной кампании развернулась организация 159 МТС, размещение которых исходило из необходимости первоочередного обслуживания районов сплошной коллективизации.

 

Одновременно в больших масштабах, чем прежде, проводилось шефство города над деревней. Для оказания технической и организационной помощи колхозам в 1930 г. из городов выехало около 180 тыс. человек.

 

Срочные меры были приняты и для решения крайне обострившейся проблемы сельскохозяйственных кадров. Решение ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) о посылке в колхозы рабо-чих-двадцатипятитысячников было перевыполнено: в начале 1930 г. в деревню выехало около 35 тыс. рабочих. Город выделял руководящие кадры и для МТС, совхозов, кустовых колхозных объединений. На советскую работу в районы сплошной коллективизации была проведена мобилизация членов городских Советов.

 

Речь шла не только о количественном росте кадров. Необходимы были работники нового профиля, способные квалифицированно руководить крупным коллективным хозяйством. По сведениям Наркомзема РСФСР, еще летом 1929 г. большинство председателей колхозов не соответствовало своему назначению и нуждалось в срочной переподготовке. С развертыванием сплошной коллективизации положение обострилось, так как к руководству пришло еще большее число неопытных людей. Один из старых председателей колхозов, имевший шестилетний стаж работы, в беседе с М. И. Калининым в начале 1930 г. откровенно заявил: «Когда был маленький колхоз, я чувствовал себя хорошо; а теперь стал большой колхоз, и мне кажется, что голова моя как будто стала меньше» ’.

 

Государство приняло энергичные меры по расширению и ускорению подготовки специалистов сельского хозяйства, изменению их состава. Однако в то время удовлетворить все потребности деревни в кадрах было невозможно.

 

Одновременно уточнялись условия государственного кредитования сельского хозяйства. Кредиты выдавались преимущественно колхозам, причем, чем выше был в них уровень обобществления, тем больше государственных средств отпускалось коллективу. Правительство приняло также постановления о планомерном привлечении средств крестьянского населения и кооперации к строительству МТС и тракторных колонн. Решено было начинать сооружение этих центров технического обслуживания колхозов лишь «при наличии взносов крестьянского населения в размере не менее 25% стоимости станций или колонн» 1 2. В этих целях Всесоюзному автомобильно-тракторному объединению и Трактороцентру было предоставлено право выпускать специальные тракторные обязательства и акции для размещения их среди кооперативов и крестьянского населения.

Большое значение придавалось массово-политической и организационной работе по вовлечению крестьянства в колхозы. Партия мобилизовала всех коммунистов деревни на проведение коллективизации. Еще шире развернулась агитационная работа, направленная на показ преимуществ коллективного хозяйства перед единоличным. Это работа приносила ощутимые плоды там, где использовался реальный опыт крупных социалистических хозяйств, созданных в деревне в предшествующий период.

 

Особое впечатление на крестьян производил зерносовхоз «Гигант». Его директором был Т. А. Юркин, в прошлом московский рабочий-токарь (с конца 1929 г. он возглавил Колхоз-центр СССР и РСФСР). Руководимое им хозяйство было высокомеханизированным и считалось показательным.

 

Хлебороб И. П. Джупин с хутора Полтавского Ставропольского округа, побывав в совхозе «Гигант» и сравнив его с единоличным хозяйством, пришел к следующему выводу: «Теперь я готов... бросить единоличность, а жить в крупном коллективном хозяйстве, которое облегчит труд человека. И государству будет пользы больше. А ведь государство — это мы же с вами. Поэтому вся польза целиком переходит в наши руки» ’.

 

В 1929 г. в совхозах побывали десятки тысяч крестьян. Большинство из них становилось убежденными сторонниками крупного социалистического хозяйства.

Категория: История | Добавил: fantast (11.11.2018)
Просмотров: 994 | Рейтинг: 0.0/0