В результате принятых партией мер массовый отлив из колхозов прекратился, однако летом 1930 г. уровень коллективизации крестьянских хозяйств все же снизился до 21,4%. Большинство единоличников до сбора урожая воздерживалось от вступления в колхозы. Кроме этой естественной причины, отрицательно сказывалось шараханье многих работников из одной крайности (администрирование) в другую (отказ от организационной работы по вовлечению единоличников в колхозы).
Ставка на «самотек» рассматривалась партией как проявление правого оппортунизма. Она была решительно осуждена и XVI съездом партии, который указал, что основными условиями преодоления трудностей в жизни страны «являются ускорение темпов социалистического строительства и развернутое наступление на капиталистические элементы по всему фронту. Всякое ослабление этих темпов в угоду капиталистическо-кулацким элементам и ослабление наступления против них означало бы на деле не смягчение трудностей, а их усугубление, усиление позиций классовых врагов пролетарской диктатуры» Этот лейтмотив был основным в решениях XVI съезда ВКП(б). С докладом «Колхозное движение и подъем сельского хозяйства» выступил на съезде нарком земледелия СССР Я. А. Яковлев. Докладчик констатировал, что намеченный пятилетним планом уровень коллективизации был превзойден уже в 1930 г. Колхозный строй в целом успешно пережил свою первую трудную весну 1930 г. Быстрыми темпами развертывалось и строительство совхозов, в частности, на пустовавших целинных землях Поволжья и Северного Кавказа. Интенсивно осуществлялось техническое переоснащение сельского хозяйства.
Резко осудив «левацкие» перегибы и отметив, что лишь коллективными усилиями партии и народа удалось их ликвидировать, съезд одновременно подчеркнул, что «партия и впредь будет наносить сокрушительные удары по всяким попыткам срыва дела коллективизации со стороны правых оппортунистов и использования для этого трудностей колхозного строительства»
Один из крупных коммунистов-аграрников А. Г. Шлихтер сказал на съезде: «Необходимо всячески подчеркнуть, что партия борется за темпы коллективизации — и не просто за темпы, а за быстрые темпы. Совершенно неверно представление, будто быстрые темпы неизбежно связаны с перегибами. Перегибы связаны с подменой большевистской борьбы за темпы, связаны с подменой большевистской подготовки темпов пустым и голым администрированием и декретированием этих темпов».
XVI съезд партии, показав значение социалистической реконструкции деревни во всем процессе преобразования советского общества, отметил, что в ходе массового строительства колхозов, МТС, совхозов и начавшейся ликвидации кулачества как класса, так же как и в результате развития социалистической промышленности, менялось соотношение экономических укладов в СССР, что социализм все более вытеснял капиталистический уклад. Советский народ стоял на пороге решающих побед в строительстве социализма. В резолюции съезда было записано: «Если конфискация земли у помещиков была первым шагом Октябрьской революции в деревне, то переход к колхозам является вторым и притом решающим шагом, который определяет важнейший этап в деле построения фундамента социалистического общества в СССР» 3.
В соответствии с этим партия на XVI съезде констатировала новую расстановку классовых сил и по-новому поставила вопрос об опоре Советской власти в деревне. До начала сллошной коллективизации Советская власть опиралась на бедноту, а середняк был ее союзником в борьбе с кулаком. Теперь в районах сплошной коллективизации все колхозное крестьянство становилось опорой Советской власти.
В лице рабочего класса, колхозного крестьянства и растущей новой интеллигенции Советская власть получала такую массовую опору, какой не могло иметь ни одно буржуазное государство в мире.
После XVI съезда партии происходило заметное укрепление колхозного строя. Уже в 1930 г. колхозы добились неплохих производственных результатов. Они собрали зерна больше, чем предусматривалось планом, и полностью рассчитались с государством. Урожайность в ряде колхозов была выше, чем в единоличных хозяйствах. Это произвело большое впечатление на крестьян. С осени 1930 г. постепенно начался новый прилив крестьян в колхозы. К началу 1931 г. коллективизацией было охвачено 26,4% крестьянских хозяйств. | |
Просмотров: 522 | |