Одним из основных условий закрепления и развития коллективизации партия считала техническую реконструкцию сельского хозяйства. Весной 1930 г. в стране действовало 158 государственных и 479 колхозно-кооперативных МТС. В 1931 г. была выдвинута задача строительства 1040 новых МТС. Эта задача, как и строительство 518 промышленных новостроек в 1931 г., рассматривалась партией как один из решающих шагов по созданию материально-технической базы социализма. Цифры «518» и «1040» не сходили с газетных полос. Их знал каждый. В деревне вслед за городом стало развертываться социалистическое соревнование «имени 518 и 1040». К концу 1931 г. работало уже 1400 МТС.
МТС способствовали ускорению коллективизации. Прилив в колхозы в районах деятельности МТС был значительно интенсивнее, чем вне их сферы. В ряде случаев по уровню коллективизации районы МТС на 20 и даже 30% шли впереди остальных районов.
Большую роль в подготовке нового подъема колхозного движения сыграло строительство совхозов, получившее в 1930— 1931 гг. особенно широкий размах. За эти два года было создано более 2 тыс. новых совхозов, в том числе более 150 крупных высокомеханизированных зерновых хозяйств. Тракторный парк всех совхозов за 1930—1931 гг. увеличился более чем в 5 раз. Это позволило государственным сельскохозяйственным предприятиям значительно усилить помощь колхозному крестьянству.
После XVI съезда была расширена материально-финансовая база сельсоветов. Колхозам были предоставлены новые льготы. Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 8 июля 1930 г. был снижен на 50% налог с малоимущих артелей и ТОЗов, обобществивших рабочий скот и посевы. Еще раньше на 75% был снижен налог с земель тех членов колхозов, которые в 1929 г. не облагались налогом. Само исчисление облагаемого дохода в колхозах в 1930 г. проводилось без прогрессии, т. е. ставка на рубль облагаемого дохода не повышалась по мере увеличения дохода, как это было в единоличных хозяйствах, а оставалась неизменной. Этим поощрялось увеличение доходности и создавались благоприятные условия для развития колхозов. Все это стимулировало рост колхозного движения.
По указанию ЦК партии местные организации с осени
1930 г. начали более активно пропагандировать лозунг сплошной коллективизации. В ряде районов при крайкомах и обкомах в то время вновь были созданы комиссии содействия коллективизации, повсюду были проведены конференции бедноты и батрачества, слеты рабочих-двадцатипятитысячников.
С целью вовлечения крестьян в колхозы по решению ЦК партии в октябре 1930 г. был проведен День урожая и коллективизации. При проведении этого дня колхозы отчитывались перед единоличниками. Такие отчеты вызывали большой интерес в деревне и, как правило, приводили к новому притоку крестьян в колхозы.
Исключительное значение для развертывания колхозного строительства имел декабрьский пленум ЦК ВКП(б) (1930 г.). Он подвел итоги выполнения второго года пятилетки и утвердил контрольные цифры развития народного хозяйства на
1931 г., дав директиву обеспечить в 1931 г. коллективизацию не менее половины крестьянских хозяйств страны. При этом пленум внес новые уточнения в сроки завершения коллективизации в зерновых районах. Для степной части Украины, Северного Кавказа, Нижней Волги, левобережья Средней Волги сплошную коллективизацию намечалось завершить к концу 1931 г. (а не весной 1931 г. или даже осенью 1930 г., как это устанавливалось постановлением ЦК от 5 января 1930 г.). В таких зерновых районах, как ЦЧО, Сибирь, Урал, лесостепная Украина, зерновые районы Казахстана, а также в хлопковых и свекловичных районах в 1931 г. предполагалось объединить в колхозы примерно половину крестьянских хозяйств, в потребляющей же полосе — ’А часть. III сессия ЦИК СССР V созыва (январь 1931 г.) указала на полную возможность коллективизировать в течение 1931 г. не менее половины всех крестьянских хозяйств СССР, а по основным зерновым районам охватить коллективизацией не менее 80% общего числа крестьянских хозяйств.
На колхозный фронт из города вновь были посланы десятки тысяч рабочих и служащих, в движение были приведены все рычаги воздействия социалистического государства на крестьянство. В поход за колхозы активно включились сами крестьянские массы, выдвинувшие из своей среды сотни тысяч агитаторов и -организаторов колхозов.
В январе — марте 1931 г. повсеместное распространение получили новые формы массовой работы, родившиеся в первой половине 1930 г.: вербовочные бригады и инициативные группы. Отличительной особенностью деятельности вербовочных бригад было установление тесных контактов с каждым хозяйством единоличника. Не случайно на Средней Волге и в других местах участников вербовочных бригад называли «красными сватами». Одним из конкретных результатов деятельности вербовочных бригад был рост инициативных групп крестьян-единоличников, изъявивших желание не только вступить в колхозы, но и вести активную работу по привлечению в колхоз других крестьян. Под воздействием массово-агитационной и организаторской работы партии за первые четыре месяца 1931 г. в колхозы было вовлечено около 4 млн. крестьянских хозяйств. Уже в мае 1931 г. процент коллективизированных хозяйств в стране достиг 52,7, т. е. почти удвоился по сравнению с летом 1930 г. Весной 1931 г. в ряде зерновых районов в колхозах было объединено более 80% крестьянских хозяйств.
В отличие от первого этапа сплошной коллективизации для 1931 г. в общем характерен рост колхозного движения на здоровой основе.
Тем не менее погоня за высоким процентом коллективизации (особенно в отсталых национальных районах) все же имела место. Нарушения принципа добровольности в связи с попытками форсировать коллективизацию наблюдались, например, в Белоруссии, в Татарской АССР, Удмуртской и Мордовской автономных областях, в Казахстане, в национальных районах Северного Кавказа.
ЦК партии в постановлении от 2 августа 1931 г. снова предусмотрел снижение первоначально намеченных темпов коллективизации, теперь уже для незерновых районов. Сроки завершения коллективизации в районах второй очереди отодвигались до конца 1932 г., а в потребляющей полосе — до 1933 г.
Таким образом, темпы сплошной коллективизации уточнялись в ходе самого колхозного строительства. Большое значение имели указания партии о том, как надо понимать завершение в основном процесса коллективизации. В начале 1930 г. многие местные работники исходили из того, что в колхозы должны быть вовлечены все единоличные хозяйства. Июньский пленум ЦК ВКП(б) 1931 г. указал, что коллективизацию можно считать завершенной, если в колхозах состоит 80% крестьянских хозяйств. В постановлении ЦК партии от 2 августа 1931 г. разъяснялось, что мерилом завершения коллективизации является достижение такого ее уровня, когда в колхозах объединено 68—70% бедняцко-середняцких хозяйств и 70—75% посевных площадей крестьянства.
К осени 1931 г. сплошная коллективизация завершилась во всех зерновых районах и в некоторых районах технических культур. В целом по стране было коллективизировано 61% крестьянских хозяйств, обобществлено 75% посевных площадей.
В конце 1931 — начало 1932 г. темпы коллективизации замедлились. В некоторых местах снова стали наблюдаться выходы из колхозов. Это было следствием недорода 1931 г. и организационно-хозяйственной слабости большинства колхозов. Недовольство колхозников вызывала и практика обобществления всего скота, вновь распространившаяся в колхозах с конца 1931 г.
Партия и правительство оказали продовольственную и семенную помощь крестьянству неурожайных районов, решительно осудили практику изъятия у колхозников коров и мелкого скота, приняли ряд мер, направленных на организационно-хозяйственное укрепление колхозов.
В результате помощи Советского государства к лету 1932 г. выходы крестьян из колхозов почти повсеместно прекратились, а вскоре в большинстве районов СССР начался новый рост колхозного движения.
К концу первой пятилетки в районах первой и второй очереди коллективизации было объединено в колхозы от 65 до 80% бедняцко-середняцких хозяйств и от 75 до 80% посевных площадей. Районы зерновых и технических культур Казахстана были коллективизированы уже к весне 1932 г., хлопковые районы Таджикистана — к середине года, Узбекистана и Туркмении — к концу года. В районах третьей очереди уровень коллективизации был еще низким (в среднем здесь было коллективизировано 50—55% крестьянских хозяйств), а в некоторых областях и даже союзных республиках (в Закавказье, Белоруссии) за пределами колхозов оставалось более половины крестьянских хозяйств. | |
Просмотров: 1104 | |