Социалистическая реконструкция сельского хозяйства в отсталых в социально-экономическом отношении районах сопровождалась борьбой не только с капиталистическими элементами, но и с пережитками докапиталистических отношений, что не могло не осложнить здесь процесс коллективизации сельского хозяйства. Большое своеобразие имело место в Средней Азии и Казахстане. В этих республиках коллективизации предшествовало проведение в 1925—1928 гг. крупных реформ переходного характера, направленных на уничтожение остатков докапиталистических, феодально-патриархальных отношений.
В результате осуществления земельно-водной реформы в Средней Азии было ликвидировано около 7 тысяч байских хозяйств помещичьего типа и изъяты земельные излишки почти у 38 тыс. кулацких хозяйств. Землю получили 123,5 тыс. безземельных и малоземельных дехканских хозяйств. В Казахстане до 25 тыс. хозяйств бедняков и батраков были наделены конфискованным у баев скотом и инвентарем.
При проведении преобразований в национальной деревне учитывались особенности условий различных районов. Классовый враг оказывал ожесточенное сопротивление проведению земельно-водных реформ. Вновь оживилось басмаческое движение. Басмачи угоняли скот, убивали партийных и советских работников, жестоко расправлялись с мирным населением. Коммунистическая партия подняла дехканство на борьбу с баями, укрепила местный советский аппарат и добилась успешного осуществления аграрной реформы.
Такие же реформы переходного характера, как в Средней Азии и в Казахстане, были проведены накануне коллективизации в Бурят-Монгольской АССР и в национальных республиках Северного Кавказа.
Борьба за ликвидацию остатков докапиталистических отношений была одновременно борьбой за социалистический путь развития. Земельно-водные реформы 1925—1928 гг. создали необходимые предпосылки для социалистического преобразования сельского хозяйства в республиках Средней Азии и в Казахстане, обеспечили условия для проведения коллективизации.
Под руководством ЦК ВКП(б) и при его помощи партийные организации Средней Азии и Казахстана уже в 1930 г. добились определенных успехов в колхозном строительстве и в переводе на оседлость скотоводов-кочевников. Колхозное движение становилось все более массовым, охватывая все новые и новые слои крестьянства.
Однако успешному ходу коллективизации в этих районах, как и в стране в целом, значительный вред нанесли ошибки и перегибы. Именно поэтому 31 января 1930 г. ЦК ВКП(б) направил в Ташкент телеграмму, осуждающую форсирование темпов коллективизации в экономически отсталых районах Средней Азии. «Перенесение ускоренных темпов коллективизации из центра СССР в районы Средней Азии считать необоснованным,— говорилось в телеграмме.— Требуется тщательный учет условий Средней Азии. Отнеситесь к этому предупреждению серьезно и двигайте дело коллективизации в меру действительной готовности людей». Тогда же решено было созвать в ЦК ВКП(б) специальное совещание работников национальных районов по вопросам колхозного строительства. Оно состоялось И—16 февраля 1930 г. Совещанию предшествовало обследование хода колхозного строительства в ряде районов, проведенное местными организациями.
20 февраля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «О коллективизации и борьбе с кулачеством в национальных экономически отсталых районах». Партийным организациям национальных республик предлагалось сосредоточить основное внимание на подготовительной работе к коллективизации с учетом особенностей тех или иных районов. XVI съезд ВКП(б) дал партийным и советским органам Средней Азии и Казахстана ясную и четкую программу колхозного строительства. Съезд в своих решениях указывал, что «форма колхоза должна соответствовать хозяйственным особенностям района и отрасли хозяйства»
В отличие от районов зерновых и технических культур, где основной формой коллективизации была сельскохозяйственная артель, в животноводческих районах Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Таджикистана, а также в богарных и горных районах массовое распространение получили хозяйства тозовского типа.
Первичные формы колхозов вполне соответствовали хозяйственным особенностям этих районов. Но руководящие советские и партийные органы указанных республик, не считаясь с этим фактором, осенью 1931 — в начале 1932 г. дали указания об ускоренном переходе ТОЗов на устав артели. Осуществление этих директив на практике создавало серьезную угрозу для колхозного движения в республиках Востока, вело к подрыву животноводства. Допущенными ошибками воспользовались баи и националистические элементы, развернувшие агитацию за убой скота и откочевку населения скотоводческих районов.
17 сентября 1932 г. Центральный Комитет ВКП(б) принял постановление «О сельском хозяйстве и, в частности, о животноводстве Казахстана», в котором еще раз разъяснил и подчеркнул, что основной формой колхозного движения в отсталых животноводческих районах должны быть товарищества по совместной обработке земли и косьбе. | |
Просмотров: 609 | |