За четыре года первой пятилетки посевные площади страны возросли на 21,4 млн. гектаров (с ИЗ млн. до 134,4 млн.), или на 19%. Расширение посевных площадей произошло главным образом за счет технических культур (их стали сеять в 1,5— 2 раза больше, чем в 1928 г., а посевы зерновых выросли всего на 8%), валовые сборы которых значительно возросли.
В то же время валовые сборы зерна снизились с 733,3 млн. центнеров (4,5 млрд, пудов) в 1928 г. до 696,7 млн. центнеров (4,3 млрд, пудов) в 1931—1932 гг.
Урожайность сельскохозяйственных культур оставалась низкой. По зерну она в годы первой пятилетки составляла в среднем 7,5 центнеров (против 8,1 центнеров в 1913 г.). В 1931 г. важнейшие зерновые районы страны поразил жестокий недород. Озимые в южных районах страны пострадали от сильных весенних заморозков, а яровые хлеба в Западной Сибири, на Южном Урале, в Поволжье и Казахстане — от летней засухи. В период созревания яровых хлебов на Южном Урале и в Западной Сибири осадков выпало в 4 раза меньше, чем было необходимо для нормального развития растений. В 1932 г. крайне неблагоприятные климатические условия для урожая были на Украине, Нижней Волге и Северном Кавказе. Урожайность 8 1931 г. составила 6,7 центнеров с гектара, в 1932 г,— 7 центнеров.
Наиболее болезненно переживало реорганизационный период животноводство. Поголовье скота в стране с 1928 но 1932 г. сократилось почти наполовину (по крупному рогатому скоту с 58,2 млн. до 33,5 млн., по лошадям — с 32,6 млн. до 17,3 млн., по овцам — с 97,4 млн. до 34 млн., по свиньям — с 19,4 млн. до 9,9 млн.).
Кулацкая агитация за уничтожение скота перед вступлением в колхозы захватила довольно широкие слои крестьянства. Но она была не единственной причиной падения животноводства. В последние годы пятилетки не малое значение имели организационно-хозяйственная слабость колхозов и совхозов, отсутствие опыта по уходу за крупными стадами, недостаток необходимых помещений, нехватка кормов и т. д. Большой ущерб нанесли и ошибки, допущенные при обобществлении скота.
Если в производстве основных видов продукции земледелия совхозы и колхозы играли решающую роль, давая от 75 до 84% всей продукции, то в животноводческой отрасли положение было иным. В конце пятилетки колхозы и совхозы произвели всего 27% животноводческой продукции, в то время как подсобные хозяйства колхозников — 40 % и единоличников — 33 %.
Между тем проблема удовлетворения потребностей быстро индустриализирующейся страны в сельскохозяйственной продукции приобрела особую остроту.
Советскому государству удалось, главным образом за счет производства колхозов и совхозов, создать определенный минимум продовольствия для удовлетворения потребностей быстрорастущего городского населения, населения районов производства технических культур и армии необходимым количеством продуктов питания, а легкой промышленности — сырьем. Из деревни в город стало поступать гораздо больше хлеба. До сплошной коллективизации государственные заготовки хлеба составляли в среднем 111,3 млн. центнеров (680 млн. пудов), а в период ее осуществления ежегодно заготавливалось 215,5 млн. центнеров (1,3 млрд, пудов), т. е. почти в 2 раза больше. Сосредоточив в своих руках основную массу товарного хлеба, социалистическое государство смогло в 1931—1932 гг. оказать серьезную помощь продовольствием и семенами крестьянству тех районов, которых поразил недород. Заготовки основных технических культур (за исключением сахарной свеклы) к концу первой пятилетки увеличились более чем в 1,5 раза. Это позволило решить задачу удовлетворения потребностей страны в хлопке исключительно за счет внутреннего производства.
| |
Просмотров: 487 | |