Рост социалистической культуры СССР. Исторические сдвиги в сознании масс в 30-е годы

Опыт социалистического строительства показал, что рост советской культуры, подъем культурного уровня народных масс стали устойчивой тенденцией, закономерностью общественного развития СССР.

 

Полностью подтвердилась правильность ленинского учения о культурной революции как органической составной части социалистического строительства. Шел активный процесс становления марксизма-ленинизма в качестве государственной и общенародной идеологии, сделаны были решающие шаги в подъеме грамотности широких масс трудящихся и подготовке многочисленной советской интеллигенции, определились основы системы и метода воспитания подрастающего поколения, наука начала проникать во все сферы общественной жизни, формировались искусство и литература социалистического реализма, у трудящихся воспитывались новые гражданские, моральные и интеллектуальные качества. Получила широкое развитие культурно-воспитательная функция социалистического государства.

 

В обращении юбилейной сессии Академии наук СССР «Ко всем ученым мира, ко всем работникам науки и техники», посвященной 15-летию Советской власти, говорилось: «Многие из нас, разделяя кастовые предрассудки духовной аристократии, рассматривали пролетариат как грядущих гуннов, разрушителей культуры и цивилизации. История доказала как раз обратное: буржуазия уничтожает культуру,— ее спасает и развивает пролетариат, класс героический, способный на огромные жертвы, класс творческий, созидающий, организующий» *.

 

Развитие социалистической культуры проходило в острой борьбе с идеологией отживающих классов и капиталистического окружения, с чуждыми взглядами, идеями, стремлениями.

В борьбе за коммунистическую идейность и народность советской культуры партия преодолевала антиленинские взгляды троцкистов, смазывавших значение национальных моментов б культурном строительстве; правых оппортунистов, отворачивавшихся от классовой борьбы в области культуры; буржуазных националистов, препятствовавших дружбе народов, взаимному обогащению культур. Определились основные черты многонациональной по форме и социалистической по содержанию советской культуры: коммунистическая идейность, народность, гармоническое сочетание патриотизма и пролетарского интернационализма, социалистический гуманизм.

 

Значительно ослабли позиции религии в жизни и быту народа. Примечательным событием духовной жизни советского общества явился Всесоюзный съезд безбожников в июне 1929 г. В работе съезда участвовали Н. К. Крупская, М. И. Калинин, М. Горький, В. Маяковский, Д. Бедный, Е. Ярославский, А. В. Луначарский, Ф. Кон, В. Богораз-Тан и другие видные деятели Коммунистической партии, Советского государства, науки, культуры. Съезд убедительно показал, что в ходе социалистического строительства религия постепенно устраняется из народного быта и духовной жизни общества, а научное, коммунистическое мировоззрение становится общественным сознанием людей социалистического мира.

 

Успешный ход культурного строительства во многом был обусловлен тем, что советский народ последовательно претворял в жизнь ленинскую политику критического использования богатств культурного наследства. Коммунистическая партия решительно боролась против нигилистов, отрицавших ценность культурных завоеваний прошлых поколений. Советский народ возводил прекрасное здание социалистической культуры на прочном фундаменте всех лучших достижений человечества.

 

Прогрессивная интеллигенция Запада, рабочие капиталистических стран восхищались завоеваниями советской культуры. Иностранные делегации рабочих, посещавшие СССР в юбилейные дни 10-летия и 15-летия Советской власти, ученые и писатели, приезжавшие в Советский Союз на международные конференции в 1926—1932 гг., неизменно подтверждали, что достижения социалистической культуры — одна из причин роста симпатий к Советской стране на Западе и Востоке.

 

В годы первой пятилетки в боях за новое общество воспитывался советский человек-коллективист, патриот социалистического отечества.

 

Социально-экономические преобразования и успехи культурной революции привели к коренным идеологическим сдвигам, вызвали рост социалистического сознания масс.

 

Рабочие и крестьяне, активно участвуя в великих исторических преобразованиях, размышляли о судьбах страны, о международной и внутренней политике Советского государства. Ломались узкие рамки их былого духовного мира, расширялись горизонты, зрело понимание значимости общего дела. В ходе всенародного социалистического соревнования, в борьбе с трудностями произошел коренной перелом во взглядах на труд и собственность. Жизнь без эксплуататоров, работа на свое общество, на себя сделали труд не только средством личного благополучия, но предметом гордости, мерилом общественной ценности человека. Многомиллионные массы рабочих и крестьян начали видеть в социалистической собственности основу могущества и процветания нового строя.

 

Героический период первой пятилетки полностью подтвердил ленинское положение о том, что «...государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» 1

 

Осведомленность масс в политике партии и правительства, их самостоятельное суждение по коренным вопросам революции, их сплочение вокруг Коммунистической партии — все это служило наглядным показателем роста и укрепления Советского государства, социалистического общества.

Категория: История | Добавил: fantast (12.11.2018)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0