Городская одежда в конце 20-х — начале 30-х годов приобрела некоторые новые черты. В эти годы складывалась своеобразная форма одежды. Пионеры носили белую рубашку с красным галстуком и синюю юбку (девочки) или короткие штаны (мальчики). Среди комсомольцев, как и вообще среди молодежи, была широко распространена форма немецких красных фронтовиков («юнг-штурм») — защитного цвета гимнастерка с отложным воротником и длинными рукавами и такие же юбка или брюки, заправленные в сапоги или гетры. Гимнастерки юноши и девушки носили навыпуск, подпоясывали широким кожаным (военного образца) ремнем с портупеей через левое плечо. Головным убором (при этом нередко и мужчинам, и женщинам) служила защитного цвета фуражка; кроме того, девушкам полюбился распространившийся еще в начале 20-х годов красный платочек. Взрослые мужчины часто носили полувоенную одежду — френч, брюки-галифе, сапоги и фуражку. Но одновременно в обиход все больше входила мужская пиджачная «пара» (пиджак и брюки навыпуск) или «тройка» (с жилетом) из одного и того же материала.
В то время еще плохо было развито моделирование одежды, приспособление ее к индивидуальным особенностям и вкусам потребителя. В 30-е годы внимание к вопросам одежды намного повысилось.
Значительно приблизилась к городской и одежда сельского населения. Фабричные ткани и другие промышленные товары вытесняли домотканые материалы, а усилившиеся связи с городом вели к широкому распространению городских фасонов.
Конец 20-х — начало 30-х годов были временем серьезных продовольственных затруднений, связанных прежде всего с ростом городского населения.
Вместе с тем расширялась сеть рабочего снабжения и общественного питания. Уже в 1931 г. были организованы закрытые рабочие кооперативы (ЗРК). В 1932 г. крупным ЗРК были приданы совхозы и подсобные хозяйства, благодаря чему они смогли снабжать рабочих многими продуктами сверх полагавшихся по карточкам норм. Открылось множество столовых (на крупных предприятиях — в каждом цехе), где трудящиеся могли питаться на льготных условиях.
В Москве в 1928 г. было всего 167 столовых, где питались 180 тыс. человек, а в 1932 г.— 1 тыс. столовых, которые посещали 1600 тыс. человек, т. е. примерно '/з всего населения.
Рост общей грамотности вносил коренные изменения во всю жизнь и быт трудящихся. По-новому стал заполняться досуг широких слоев народа. Радио, газеты, кино получили огромное распространение. 7-часовой рабочий день, вводившийся с 1927 г., оставлял больше времени для самообразования, заочного обучения, чтения, культурного отдыха.
Первое время после революции «западные» и бальные танцы считались едва ли не худшим из буржуазных пережитков. Но танцы народные были одним из любимых развлечений молодежи. Создается много ансамблей песни и пляски как профессиональных, так и самодеятельных. На клубной эстраде постоянно можно было видеть и «русскую», и украинский «гопак», и белорусские «лявониху» или «бульбу», и кавказскую лезгинку, услышать песни всех народов Советского Союза.
В деревнях возникали новые колхозные праздники: День урожая и коллективизации, День первой борозды (в некоторых местах его называли Днем красной борозды). Последний приходился обычно на раннюю весну, иногда перед пасхой. Колхозники выезжали в поле с красными флагами. После краткой приветственной речи начинали пахать и тогда уже работали всю «святую» пасхальную неделю.
В годы первой пятилетки были сделаны важные шаги к дальнейшему утверждению равноправия женщин с мужчинами во всех областях производственной и общественной жизни. В результате большой работы по вовлечению женщин в производственно-техническую учебу они овладели рядом «мужских» профессий, стали руководителями крупных производственных коллективов. В начале 30-х юдов в колхозах среди женщин было около 6 тыс. председателей, свыше 60 тыс. членов правления, 28 тыс. бригадиров, 100 тыс. звеньевых, 9 тыс. заведующих колхозными товарными фермами и 7 тыс. трактористок. Производственные успехи женщин создали прочную материальную основу для укрепления их подлинного равноправия. И все же недостаточное развитие общественного питания, яслей и детских садов несколько тормозило вовлечение женщин в общественное производство. Большинство их еще было сильно загружено домашним хозяйством: приготовлением пищи, стиркой, уходом за детьми. | |
Просмотров: 6007 | |