Исторические сдвиги, происшедшие в СССР в реконструктивный период, оказали сильное воздействие на развитие советского искусства и литературы, стимулировали идейно-политическую консолидацию художественной интеллигенции. Творчество подавляющего большинства работников литературы и искусства служило долу революции. Сплачивая все живые силы советской культуры, Коммунистическая партия заботливо помогала художественной интеллигенции овладевать методом социалистического реализма, отстаивала и развивала важнейшие принципы советского искусства — народность, коммунистическую идейность, партийность.
В годы реконструктивного периода появилось много произведений, получивших широкую известность.
Выдающуюся роль в культурной жизни Советской страны в эти годы играл А. М. Горький. Вернувшись в 1928 г. из-за границы, он с огромной энергией принялся за работу. Его художественные произведения тех лет («Жизнь Клима Самгина» и др.), публицистические статьи, организаторская и воспитательная работа с писателями, инициатива в создании журнала «Наши достижения», подготовка «Истории гражданской войны в СССР», истории фабрик и заводов и другие ценные начинания оставили глубокий след в истории советской культуры. 40-летие литературной и общественной деятельности А. М. Горького, торжественно отмеченное в сентябре 1932 г., вылилось в подлинный праздник советской культуры.
Вторая половина 20-х годов принесла широкую популярность М. Шолохову («Тихий Дон»), А. Толстому (вторая часть трилогии «Хождение по мукам» — «Восемнадцатый год»). А. Фадеев опубликовал первую книгу романа «Последний из Удэге».
Широко известными стали новые имена русских писателей и поэтов: Ф. Панферова, М. Исаковского, П. Павленко, В. Катаева, А. Караваевой, А. Афиногенова, И. Ильфа и Е. Петрова, В. Ставского, А. Жарова. В 1932 г. увидело свет начало книги Н. Остравского «Как закалялась сталь». Писатель-большевик создал в лице героя книги Павла Корчагина один из самых вдохновенных образов советского человека.
В художественных произведениях в один ряд с героями гражданской войны вставали герои трудового фронта. В литературе отображались новые явления в жизни деревни. По горячим следам событий были написаны и опубликованы романы Ф. Панферова «Бруски» (первая редакция), М. Шолохова «Поднятая целина» (первый том). Начало этого романа появилось на страницах журнала «Новый мир» в 1932 г.
Советская поэзия обогатилась большими эпическими полотнами: «Хорошо!» и «Во весь голос» В. Маяковского, «Дума про Опанаса» Э. Багрицкого, «Клятва Зайнет» Д. Бедного, «Лейтенант Шмидт» Б. Пастернака. Значительное развитие получила советская сатира Большой подъем переживала детская литература. В. Маяковский, С. Маршак выступали с произведениями, ставшими классикой советской литературы для детей. С помощью А. М. Горького преодолевалась ошибочная, вульгаризаторская «теория», исключавшая сказку из арсенала воспитательных средств. Плодотворную деятельность развивали Б. Житков, М. Ильин. С первыми произведениями начал выступать замечательный детский писатель А. Гайдар.
Вместе с отображением современной жизни значительное место в творчестве литераторов стала занимать и историческая тематика, происходило становление советского исторического романа.
В годы реконструктивного периода происходил также заметный рост литературы в союзных и автономных республиках. Благотворное влияние на развитие братских литератур оказывала русская советская литература. «...Литература объединяет все племена Союза Советов не только силой своей революционной идеологии, но и своим активным товарищеским стремлением понять человека „изнутри", изучить и осветить его древний быт, вековые навыки его. Иными словами, молодая литература наша энергично служит делу объединения всего трудового народа в единую культурно-революционную силу»,— писал А. М. Горький в 1930 г.1
Принципы пролетарского интернационализма, коммунистическая идейность национальных литератур утверждались в борьбе с буржуазно-националистическими тенденциями и группировками. Так, с помощью ЦК КП (б) Украины украинские писатели разоблачили националистическую направленность появившихся в конце 20-х годов произведений М. Хвы-левого, Г. Шкурупия и др., провозглашавших лозунг «Прочь от Москвы», пытавшихся оторвать украинскую советскую культуру от русской культуры. Роман Хвылевого «Вальдшнепы» получил резкое осуждение партийной и писательской общественности. Против украинских националистов с публицистическими статьями и художественными произведениями выступили талантливые молодые литераторы М. Бажан, П. Панч, П. Тычина, В. Сосюра и др.
Выступление грузинской литературной группы «Арифио-ни» («Содружество») с произведениями, направленными против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, также вызвало энергичный отпор общественности.
Писатели всех советских республик создали в те годы значительные произведения. Широкие картины классовой борьбы, успехов и трудностей социалистического строительства нарисовали украинские писатели. Произведения ведущих писателей Украины П. Тычины, М. Бажана, М. Рыльского, А. Корнейчука стали широко известными всесоюзной читательской аудитории. Симпатии читателей завоевали классик армянской поэзии Е. Чаренц, С. Зорян, А. Бакунц, Д. Демирчян. В Грузии произошло идейно-тематическое обновление творчества старых мастеров, испытавших влияние формализма. Политическая лирика оставила заметный след в стихотворениях Г. Табидзе, В. Гаприндашвили, П. Яшвили. Социалистическая действительность отображена в стихах Г. Леонидзе, А. Мерцхулава (Маша-швили), К. Лордкипанидзе, С. Чиковани и др. Г. Табидзе выступил с поэмой, посвященной победе Октябрьской революции, а Н. Чхиквадзе — с одним из первых романов о социалистической индустриализации Грузии. Заметных успехов достигли пролетарские писатели Азербайджана. В 1927 г. вышла политически острая книга стихов С. Рустама (Сулеймана Али-Абаса оглы Рустамзаде) «От печали к радости». В 1930 г. издан сборник стихов С. Вургуна (Самеда Вургуна Юсифа оглы Векило-ва) «Клятва поэта». В печати появились стихи Р. Рзы (Расула Ибрагима оглы Рзаева), М. Рагима (Мамеда Рагима Абаса оглы Гусейнова) и других поэтов.
Основоположник советской казахской литературы С. Сей-фуллин опубликовал ряд произведений на революционные темы («Трудный путь, тяжелый переход», стихи о В. И. Ленине и др.)\ О победе нового в ауле, о революционных преобразованиях стали писать М. Ауэзов, С. Муканов, Б. Майлин, молодой Г. Мустафин.
Таджикская литература пополнилась новыми произведениями С. Айни (его роман «Дохунда» посвящен теме рождения Советского Таджикистана), поэтическими произведениями А. Лахути, П. Сулаймони и др. С. Айни издал в 1926 г. антологию таджикской поэзии.
В киргизскую литературу пришел зачинатель национальной прозы К. Баялинов. Его повесть «Аджар», изданная в 1927 г., Род спустя была нереведейа на английский, немецкий и фрай-цузский языки. Любовью читателя пользовались стихи о В. И. Ленине поэта А. Токомбаева.
В Туркмении Б. Кербабаев опубликовал поэмы «Девичий переполох», «Иссохшие губы», «Дакылма»; он же выступал и как переводчик русской классики. Ему принадлежит перевод на туркменский язык «Кавказского пленника» Л. Толстого.
В Белоруссии прозаики все больше внимания уделяли изображению жизни советских рабочих. В поэтических сочинениях Я. Купалы, Я. Коласа, П. Бровки встает сложный процесс перехода белорусских крестьян на колхозный путь («Уходящей деревне» Я. Купалы и др.).
Взаимное обогащение национальных культур и национальных литератур наглядно проявилось в переводах художественных произведений на языки братских народов. Наиболее широко переводилась русская классическая и советская литература, оказавшая огромное воздействие на формирование и развитие многонациональной литературы СССР.
К началу 30-х годов на основе успехов социалистического строительства был достигнут большой количественный и качественный рост советской литературы. Выросли кадры пролетарской литературы, выдвинулись новые писатели из народа, произошла идейная консолидация литераторов. В этих уело виях старые формы литературных организаций исчерпали себя, стали тормозом в развитии активности писателей.
В первые годы Советской власти, когда в литературе сказывалось значительное влияние чуждых элементов, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия считала необходимым существование особых пролетарских организаций в области литературы и искусства. Именно с этой целью и была создана Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Однако руководство РАПП не сумело правильно проводить партийную линию, подменяло идейную и воспитательную работу администрированием, отпугивало литераторов узко групповым подходом к большим явлениям общественно-политической и литературной жизни. Оно не заметило идейно-политического поворота среди основной массы интеллигенции и не сумело объединить все литературные силы, стремившиеся к активному участию в социалистическом строительстве. Более того, рапповцы выдвинули и вредный лозунг «союзник или враг?», который, по их мнению, должен был определить отношение к так называемым писателям-попутчикам. Вульгаризаторская позиция РАПП была губительной для советской литературы и искусства. Так, в «Театральном документе РАПП» (1931 г.) объявлялась война Художественному театру и «системе» Станиславского. ЦК ВКП(б) в апреле 1932 г. принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором было отмечено, что отдельно существующие пролетарские литературно-художественные организации (РАПП и др.) «становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству»
ЦК партии принял решение ликвидировать РАПП, создать единый союз «всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве...» 1 2
Решение ЦК ВКП(б) способствовало упрочению идейнополитического единства и подъему творчества советских литераторов.
Не менее благотворно сказывалось идейное влияние партии и на советское искусство. Особенно заметно происходил подъем советского кино, завоевавшего всемирную славу. Режиссер С. Эйзенштейн в блистательном фильме «Броненосец Потемкин» впервые в киноискусстве с большой поэтической силой передал образ восставшего народа, нашел оригинальные кинематографические средства для выражения революционных идей. Развивая достижения молодого советского реалистического киноискусства, режиссер В. Пудовкин в своих, ставших классическими, фильмах «Мать» (1926 г.) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.) создал типические характеры рабочих-рево-люционеров.
Эти фильмы Эйзенштейна и Пудовкина с огромным успехом обошли экраны Западной Европы, Америки, Азии.
В середине 20-х годов советское киноискусство, единое по своим идейным устремлениям и художественным поискам, стало многонациональным. В знаменитых фильмах выдающегося украинского кинорежиссера А. Довженко «Арсенал» (1929 г.) и «Земля» (1930 г.) революционная идейность сочетается с глубоким творческим освоением поэтики украинского фольклора. Первых удач добились молодые кинематографисты Грузии (фильмы Н. Шенгелая «Элисо» и М. Чиаурели «Ха-барда»), Армении (фильм А. Бек-Назарова «Намус»), Белоруссии, Азербайджана и среднеазиатских советских республик. Наряду с широким эпическим изображением событий революционной борьбы деятели киноискусства в те годы все чаще стали обращаться к современной тематике, к показу социалистического строительства, становления новой морали (режиссеры Ф. Эрмлер, С. Юткевич, Б. Барнет, Я. Протазанов, Е. Чудаков, Л. Трауберг и Г. Козинцев). Дальнейшее развитие советского кино, утверждавшегося на позициях социалистического реализма, знаменовали такие картины, как «Обломок империи», «Потомок Чингиз-хана», «Новый Вавилон», «Кружева» и др. Благодаря своим многочисленным творческим достижениям советское кино к концу 20-х годов все более вытесняло с отечественных экранов зарубежные фильмы.
Рост советской индустрии позволил организовать к концу 20-х годов собственную базу кинематографии. Сооружались новые киностудии, оптико-механическая промышленность оснащала кинотеатры отечественными проекторами, а киностудии — лабораторным оборудованием. Возникло производство кинопленки. Советские инженеры А. Шорин и П. Тагер создали оригинальные системы звуковой киноаппаратуры, которые в конце 20-х годов позволили приступить к техническому перевооружению кинематографии.
Появление звука в кино стимулировало процесс дальнейшего идейного и художественного роста мастеров киноискусства.
Первые значительные достижения советского звукового кино относятся к 1931 г., когда на экранах появились такие фильмы, как «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк), «Одна» (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Златые горы» (режиссер С. Юткевич). За ними последовали фильмы «Встречный» (режиссеры Ф. Эрмлер и С. Юткевич) и «Иван» (режиссер А. Довженко), вышедшие на экраны в 1932 г.
Временем дальнейшего сближения с современностью, более глубокого отображения ее была вторая половина 20-х годов и для советского театра.
Торжество реалистического метода в театре было упрочено такими спектаклями, как «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре (1926 г.), «Разлом» Б. Лавренева в Театре им. Евг. Вахтангова (1927 г.), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова в МХАТе (1927 г.). Замечательные мастера советской сцены В. Пашенная, Б. Щукин, Н. Хмелев, В. Качалов создали в этих спектаклях типические и в то же время неповторимо индивидуальные характеры современников и участников Октября.
Одновременно с постановками о революции и гражданской войне в театрах появились спектакли, отображающие современность, жизнь города и деревни 20--30-х годов. Советский театр не расставался и с классическим репертуаром, переосмысленным и по-новому прочтенным. Таковы «Горячее сердце» (1926 г.), «Воскресение» (1930 г.) в МХАТе, «Разбойники» Шиллера в грузинском театре им. Руставели — спектакли острой мысли, яркого актерского и режиссерского решения.
Широкое развитие театрального искусства положило конец так называемой театральной провинции. Советское государство организовало на периферии много стационарных театров, которые стали настоящими центрами большого искусства.
О кипучей творческой жизни театров свидетельствовало многообразие творческих поисков выдающихся мастеров сцены: К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, талантливых режиссеров А. Попова, В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Акимова, Н. Охлопкова, К. Марджанишвили, С. Ахметели, Г. Юры, В. Аджемяна и др.
Важным фактором успехов многонационального театра страны был приход к активной творческой деятельности целой плеяды талантливых драматургов: А. Корнейчука, Л. Первомайского, И. Микитенко, Е. Мировича, Я. Купалы, Ш. Дадиа-ни, С. Шаншиашвили, Дж. Джабарлы, М. Ауэзова, X. Хаким-заде (Ниязи) и др.
Содержательными спектаклями отличалась тогда деятельность уже сложившихся молодых республиканских театров: им. Франко (Украина), им. Руставели (Грузия), им. Сунду-кяна (Армения), 1-го Белорусского государственного театра. Успешно формировались профессиональные театральные коллективы в Туркмении и Таджикистане, Киргизии и Молдавии, в Чувашии и Удмуртии, в Марийской республике и Бурятии.
Успехи театров советских национальных республик были продемонстрированы на первой Олимпиаде искусств в Москве, происходившей в 1930 г.
1926—1932 гг. были характерны заметным оживлением в музыкальной жизни. Советские музыканты успешно выступали на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве (1927 г.), где пианист Л. Оборин завоевал первенство. Оперная студия Ленинградской консерватории имела большой успех на фестивале в Зальцбурге (1928 г.). Выдающимися представителями вокального искусства были В. Барсова, М. Максакова, И. Козловский, А. Нежданова, М. Рейзен, Л. Собинов. В 1928 г. возник ансамбль красноармейской песни под руководством А. Александрова.
Современная тематика пробивала себе дорогу и на оперную сцену, и в балетное искусство. Однако если большинству созданных тогда опер были свойственны односторонность развития советской темы, элементы натурализма и формализма, то в хореографическом искусство такие постановки, как «Красный мак» («Красный цветок») Р. Глиэра (1927 г.) и «Пламя Парижа» Б. Асафьева (1932 г.), вошли в число лучших советских балетов, выдержав длительную проверку временем.
Весьма плодотворной была деятельность советских (преимущественно русских) композиторов и в области симфонической музыки. К этому времени относится ряд симфоний Н. Мясковского (в том числе двенадцатая, посвященная современной теме); первая симфония Ю. Шапорина, в эпической форме отразившая события русской революции; первая симфония Д. Шостаковича, сразу поставившая молодого композитора в ряды виднейших симфонистов. Одновременно закладывались основы и украинского симфонизма (Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский, В. Косенко).
Успешно проявили себя в различных музыкальных жанрах молодые композиторы, выдвинувшиеся в годы пятилетки: В. Шебалин, Д. Кабалевский, А. Давиденко, М. Коваль, И. Дунаевский, братья Покрасс, В. Захаров и др.
В области живописи в конце 20-х — начале 30-х годов наблюдался большой подъем тематической станковой живописи'.
Для скульптуры тех лет характерно развитие станковых композиций и скульптурного портрета, ставшего тогда по праву ведущим жанром. Значительные изменения произошли в графике. Широко развивалась станковая графика, обратившаяся к изображению сюжетов и мотивов, характерных для новой, советской действительности.
Развитие изобразительного творчества, как и других видов искусства, не было ровным. Продолжалась борьба с формалш стическими увлечениями ряда художников и скульпторов. Резкой критике в печати подверглась Российская ассоциация пролетарских художников за вульгарный социологизм и пережитки пролеткультовщипы. Постепенно складывался единый фронт советских художников.
Успехи всех жанров изобразительного искусства отразили организованные в 1933 г. выставки «Художники РСФСР за пятнадцать лет» и «XV лет РККА». Они продемонстрировали значительные творческие богатства советского изобразительного искусства и свидетельствовали о его бурном развитии.
Активно участвовали в социалистическом преобразовании страны и советские архитекторы. Они припяли участие в создании новых промышленных предприятий (Металлургический комбинат в Магнитогорске, Ростсельмаш, Горьковский автозавод, тракторные заводы и др.), в реконструкции старых предприятий, в сооружении Закавказской и Днепровской гидроэлектростанций.
В эти годы советские зодчие выдвинули и успешно разрабатывали многие прогрессивные идеи социалистического расселения, новые типы жилых и общественных зданий, приемы планировки городов.
Советское градостроительство конца 20-х — начала 30-х годов отмечено разнообразием тематики проектных работ. Это и превращение поселков в социалистические города (Кузнецк в Западной Сибири и др.), и работа по реконструкции Москвы, Ленинграда и других городов, и, главное, проектирование новых социалистических городов (Магнитогорска, Дзержинска, Большого Запорожья).
В 1930 г. закончилось строительство Мавзолея В. И. Ленина — выдающегося памятника эпохи, В нем отразились достижения советской архитектуры первого десятилетия Советской власти (архитектор А. Щусев).
Наличие группировок, разобщавших архитекторов, тормозило дальнейшее развитие архитектуры. В начале 30-х годов потребность в создании единой творческой организации зодчих стала особенно заметной. В 1932 г. был создан Союз советских архитекторов.
Создание единых творческих союзов деятелей литературы и искусства ликвидировало групповщину, открыло новые возможности для дальнейшего подъема всех видов искусства.
| |
Просмотров: 3590 | |